000679
51 падения кровососущих насекомых. Это могут быть синтетические химиче- ские препараты (например, диметилтолуамид) или природные вещества (на- пример, масло цитронеллы) в виде лосьонов, мазей, спреев; репелленты на- носят на кожу или одежду, на москитные сетки. Биологические способы являются наиболее щадящими для окружаю- щей среды. К ним относится внесение в среду обитания насекомых син- тетических аналогов их ювенильных гормонов, нарушающих нормальное развитие (например, добавление синтетического гормонального препарата «альтозид» в водоёмы предотвращает выплод комаров). Также используют хищников‑энтомофагов и специфических возбудителей болезней членисто- ногих (это могут быть бактерии, грибы, вирусы, простейшие, гельминты). Генетические методы борьбы подразумевают воздействия на половой аппа- рат насекомых, приводящие к бесплодию (например, стерилизация самцов гамма-излучением или химическими препаратами в лаборатории с после- дующим выпуском их в природную среду). В этих случаях популяция на- секомых не уничтожается полностью, но количество особей уменьшается. Проводят скрещивание насекомых разных географических рас с получени- ем стерильных гибридов. Воздействуют на окружающую среду (мелиора- ция) для того, чтобы нарушить необходимые для развития насекомых усло- вия (например, осушают болота). АУДИТОРНАЯ РАБОТА Теоретическая часть занятия: с помощью преподавателя обсудите тео- ретический материал, руководствуясь «Вопросами по теме занятия». Практическая часть занятия: сделайте лабораторные работы, выпол- ните задания в альбоме «Практикум по биологии для самостоятельной рабо- ты студентов», решите ситуационные задачи из сборника «Медицинская па- разитология: ситуационные задачи и упражнения». Работа № 1. «Головная вошь ( Pediculus humanus capitis )». Рассмотрите с помощью лупы микропрепараты «Головная вошь (имаго)» и «Гнида голов- ной вши». В альбоме зарисуйте имаго и гниду головной вши, соблюдая цве- товую гамму. Обозначьте основные структуры. Работа № 2. «Платяная вошь ( Pediculus humanus corporis )». Рассмо- трите с помощью лупы микропрепарат «Платяная вошь (имаго)». В альбо- ме зарисуйте имаго платяной вши, соблюдая цветовую гамму. Обозначьте основные структуры. Работа № 3. «Лобковая вошь ( Phthirus pubis )». Рассмотрите с помощью лупы микропрепарат «Лобковая вошь (имаго)». В альбоме зарисуйте имаго лобковой вши, соблюдая цветовую гамму. Обозначьте основные структуры.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy