000687
10 Большинство безусловных врожденных рефлексов ослабевают к 3 мес. и угасают к 4 мес. Более длительно сохраняется рефлекс Кернига (до 5–6 мес.), сосательный (до 1 года), рефлекс Бабинского (до 1,5 лет). Условные рефлексы. Условные рефлексы формируются на базе безусловных рефлексов. Первый условный рефлекс формируется в 2–3 недели жизни. Он но- сит характер пищевой доминанты (если плачущего ребенка взять на руки и при- жать к груди, то он успокаивается). Сначала условный вестибулярный рефлекс вырабатывается на положение для кормления грудью, затем идет формирование условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов и подкрепляющихся пищевой доминантой на звуковой, зрительный раздражитель. Образование условных рефлексов возможно лишь в результате много- кратного повторения раздражителей и его подкрепления (в раннем возрас- те – пищевая доминанта). Развитие речи. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга, явля- ется продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, итогом воспитания. Выделяют 3 этапа развития речи: 1. Подготовительный – развитие гуления и лепета. Начинается в 2–4 мес., гуление кратковременное на фоне реакции оживления, радости. С 5 мес.– дли- тельное певучее. С 7 мес. возникает лепет (произношение во время гуления отдельных слогов). 2. Возникновение «сенсорной речи» – способность ребенка связывать слышимое слово с конкретным образом (понимание отдельных элементов речи взрослого). Появляется в возрасте 7–8 мес. 3. Появление моторной речи в возрасте 10–11 мес. Первые слова состо- ят из простых однообразных слогов (ма-ма, па-па). К 1 году дети произносят 10–11 слов. Методика исследования нервной системы. В основе исследования нерв- ной системы ребенка лежит схема неврологического исследования взрос- лых, но существуют особенности методики исследования нервной системы в зависимости от возраста. У детей раннего возраста не удается выявить тех данных, получение которых требует сознательного участия пациента (сила мышц, острота зрения и т. д.) При осмотре оценивают: • положение ребенка (активное, пассивное); • сознание (ясное, спутанное, сопор, кома); • поведение и адекватность реакции на окружающее (безразличие, апатия, страх, возбуждение и т. д.); • настроение, выражение лица и мимику;
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy