000687
11 • двигательную активность и координацию движений: –– у детей раннего возраста оценивают умение держать голову, сидеть, ползать, ходить, бегать, играть в подвижные игры; –– у детей более старшего возраста координацию движений оценивают при осмотре (излишняя суетливость, двигательное беспокойство, добавоч- ные движения) и при проведении координационных проб (пальце-носовой, колено-пяточный; • окружность и форму головы, состояние черепных швов и родничков, наличие стигм дисэмбриогенеза. У новорожденных – наличие кефалогема- томы, родовой опухоли, кровоизлияния в склеры глаз. Мышечный тонус определяют: • по положению ребенка в постели; • с помощью пробы на тракцию: взять ребенка за запястье и потянуть на себя. Руки ребенка слегка разгибаются в локтевых суставах, и он всем те- лом подтягивается к рукам; • при пассивных движениях: ощущение сопротивления при сгибании и разгибании конечностей. Для новорожденных характерен физиологиче- ский гипертонус мышц – сгибателей в проксимальных и дистальных отделах конечностей. Гипертонус мышц-сгибателей рук сохраняется до 2–2,5 мес., мышц-сгибателей ног – до 3–3,5 мес. Исследование рефлексов: • у детей первых месяцев жизни начинают с выявления врожденных без- условных рефлексов (наличие или отсутствие, симметричность, выражен- ность, время появления и угасания); • сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согну- тым пальцем или резиновым молоточком. У детей до двух лет они оживле- ны, имеют широкую зону вызывания. До 1,5–2 лет у здоровых детей поло- жителен симптом Бабинского, свидетельствующий о недостаточной зрело- сти нервной системы (пирамидных путей); • кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек у детей более сла- бые. Подошвенный рефлекс появляется после 2‑х лет. Рефлексы со слизи- стых оболочек (кортикальный, глоточный) – непостоянны и могут отсут- ствовать у здоровых детей; • висцеральные и вегетативные рефлексы (глазосердечный, зрачковый, пилоромоторный, солнечного сплетения, дермографизм) аналогичны тако- вым у взрослых, но проявляются менее отчетливо. Оценка нервно-психического развития проводится в зависимости от возраста.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy