000687

45 2. Слуховая труба: короткая, широкая, внутреннее отверстие располага- ется близко к хоанам. 3. Придаточные пазухи носа к рождению развиты недостаточно. 4. Глотка узкая, маленькая, нёбные миндалины не выходят из-за ду- жек мягкого нёба, крипты в миндалинах развиты слабо на 1 году жизни, к 4–10 годам миндалины развиты хорошо. 5. Гортань имеет воронкообразную форму, хрящи её нежные, податли- вые, голосовая щель узкая, слизистая оболочка нежная, богато кровоснабжа- ется, гортанные рефлексы нестойкие. Основные патологические синдромы : синдром ринита, синдром крупа, синдром отита, стридорозный синдром. Анатомо-физиологические особенности нижних дыхательных путей: 1. Трахея имеет воронкообразную форму, её верхний край расположен на уровне 4 шейного позвонка (у взрослых на уровне 7 позвонка). Слизистая трахеи нежная, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. Хряще- вой каркас мягкий, податливый. 2. Просвет бронхов относительно узкий, слизистая богато кровоснаб- жается, мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Правый бронх короче и шире левого. Бронхоассоциированная лимфоидная ткань развита недостаточно. 3. Лёгочная ткань обильно кровоснабжается, эластическая ткань разви- та недостаточно, что способствует возникновению как эмфиземы, так и ате- лектазированию легочной ткани. Плевра тонкая, плевральная полость лег- ко растяжимая. 4. Диафрагма расположена относительно высоко. Сокращения диафраг- мы слабые, в связи с чем любые процессы, затрудняющие движение диа- фрагмы, уменьшают вентиляцию легких. Методика обследования органов дыхания. При осмотре обращают вни- мание на цианоз, который может быть генерализованным и локальным (пе- риоральный, периорбитальный); выделения из носа (слизистые, слизисто- гнойные, кровянистые) и характер носового дыхания (свободное, затруднён- ное); голос ребёнка (грубый, осипший, полная афония, гнусавый); характер кашля, наличие одышки, участие в акте дыхания вспомогательной мускулату- ры, тип дыхания (брюшной, грудной или смешанный). Изменения ритма дыха- ния, наличие патологических типов дыхания; форма грудной клетки, наличие деформаций, асимметрии; синхронность участия в акте дыхания обеих поло- вин грудной клетки; число дыхательных движений (у детей раннего возраста определяется во время сна, при этом фонендоскоп держат около носа ребёнка). При пальпации определяют эластичность и резистентность грудной клет- ки путём сдавления грудной клетки спереди назад или с боков; болезненность

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy