000687
6 2) практическое использование данных таблиц является простым и удобным. 3) центильный метод позволяет оценить гармоничность и соматотип. Центильные таблицы составляются отдельно для мальчиков и девочек и состоят из 6 граф антропометрических величин и 7 коридоров, показываю- щих количественные границы признака (роста, массы, окружности груди и го- ловы) у определенной доли детей данного возраста в процентах (центилях). Технология оценки физического развития методом центильных шкал следующая: 1. Если величины антропометрических признаков ребенка попали в 1 кори- дор, то такой ребенок подлежит специальному углубленному исследованию. 2. Если величины антропометрических признаков попали во 2 коридор, то такой ребенок при наличии других отклонений в состоянии здоровья, так- же подлежит углубленному обследованию. 3. Если величины антропометрических признаков попали в 3 коридор, то такой ребенок оценивается как здоровый, но нуждается в динамическом на- блюдении. 4. Если величины антропометрических признаков попали в 4 коридор, то они расцениваются как средние и свойственны около 50% здоровых детей. 5. Если величины антропометрических признаков попали в 5 коридор, то они расцениваются как выше средних. 6. Если величины попали в 6 коридор, то такие дети нуждаются в наблю- дении, а при необходимости и в консультировании со специалистами. 7. Если величины антропометрических признаков попали в 7 коридор, то они расцениваются как очень высокие и такие дети нуждаются в углу- бленном обследовании, и возможно, в лечении. Определение соматотипа. У детей выделяют 3 соматотипа: микросо- матотип , мезосоматотип и макросоматотип . Соматотип оценивают по сумме трех коридоров центильной шкалы (рост, масса, окружность грудной клетки). При сумме до 10 ребенок отно- сится к микросоматотипу (физическое развитие ниже среднего), при сум- ме 11–15 – к мезосоматотипу (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 – к макросоматотипу (физическое развитие выше среднего). Оценка гармоничности физического развития. При оценке физического развития важно определить, какое развитие – гармоничное, дисгармоничное. Если разность номеров коридоров между любыми из 3 параметров не пре- вышает единицы, можно говорить о гармоничном развитии. Если разность хотя бы между двумя параметрами составляет 2 – развитие у ребенка дисгар- моничное . Если разность равна 3 и более – развитие резко дисгармоничное . При дисгармоничном развитии в подростковом возрасте наблюдается отста- вание в становлении функции сердечно-сосудистой и других систем организма.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy