000714

3 ПРЕДИСЛОВИЕ На сегодняшний день современные лабораторно-инструменталь- ные методы исследования продолжают активно развиваться. Однако в основе клинической диагностики были и остаются методы непо- средственного обследования больного: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Даже самая высокая клиническая оснащен- ность не может заменить врачебное искусство, основанное на опыте, наблюдении и постоянном совершенствовании знаний. При этом без знаний семиологического значения тех или иных па- тологических симптомов и синдромов нельзя в полной мере овладеть основами клинической диагностики. Умение установить наличие сим- птомов, синдромов и определить их патофизиологическую сущность является важнейшим разделом клинической медицины. Группа сим- птомов, объединенных единым патогенезом, называется синдромом. Знание синдромов значительно облегчает задачу врача при постановке четкого диагноза. Первое издание пособия, разработанным коллективом авторов ка- федры пропедевтики внутренних болезней с курсом сестринского дела ИГМА, пользовалось достаточно большой популярностью не только среди студентов 2‒3 курсов лечебного, педиатрического и стоматоло- гического факультетов. Оно оказалось полезным студентам старших курсов, а также слушателям ординатуры, аспирантуры и практикую- щим врачам. В связи с этим в содержание пособия внесены некоторые исправле- ния и дополнения. Кроме того, добавлены ряд ситуационных задач, ко- торые, на наш взгляд, могут помочь читателям совершенствовать свои профессиональные компетенции. Авторы также будут благодарны читателям, которые сочтут возмож- ным поделиться с нами своими замечаниями и пожеланиями по даль- нейшему совершенствованию учебного пособия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy