000764
101 ГЛАВА 3. § 18. КУЛЬТУРА РУСИ IX–XV вв. Русь. «Слово о погибели» (дошедшее в отрывке, сохранилось только его начало) носит, как и «Слово о полку Игореве», поэтический характер. Оно содержит про- славление красот русской земли, воспоминание о ее былом могуществе – при Вла- димире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Великое Гнездо, и рассуждение о «болезни» – усобицах, подтачивавших силу Руси со времени по- сле смерти Ярослава Владимировича. Параллельно с литературой существовало устное народное творчество – фольклор . Как и у других народов в эпоху складывания государств, на Руси сло- жился эпос – повествования о героях-богатырях. Его сюжеты сохранились в запи- санных много времени спустя былинах. Сюжеты некоторых былин восходят еще к дохристианскому периоду. Но самым плодотворным для формирования былин- ного эпоса стал конец X столетия – время правления Владимира Святославича. Этот князь стал в былинах обобщенным образом правителя Руси. Другая группа былинных сюжетов связана с борьбой против половцев в конце XI – начале XII в. Образ возглавлявшего эту борьбу Владимира Мономаха слился (благодаря совпа- дению имен) с образом Владимира Святославича. Монгольское нашествие привело к гибели значительных культурных цен- ностей: в огне пожаров сгорали рукописи, разрушались памятники архитектуры. Были забыты некоторые ремесленные техники. Но глубоких структурных изме- нений в сфере духовной культуры иноземное вторжение не вызвало: во второй половине XIII–XV в. на Руси продолжали развиваться традиции предшествую- щего периода. Главными центрами книжной культуры, как и ранее, являлись монастыри. В XIV столетии в Северо-Восточной Руси происходит рост монастырей с обще- житийным уставом. Это движение было связано с деятельностью Сергия Радо- нежского (1322–1392) и его учеников и последователей. Крупнейшими центрами книжности стали Троице-Сергиев монастырь под Москвой (основанный Сергием), Саввино-Сторожевский под Звенигородом, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов под Вологдой, Соловецкий на Белом море. Продолжалось развитие летописного жанра. Появились новые центры лето- писной работы – Тверь, Псков, Москва, Нижний Новгород. По-прежнему регуляр- но велось новгородское летописание. Его главными памятниками являются Нов- городская I летопись старшего извода (конец XIII в.) и Новгородская I летопись младшего извода (середина XV в.). В Юго-Западной Руси выдающимся памят- ником летописания была Галицко-Волынская летопись, оформившаяся в конце XIII в. В Северо-Восточной Руси важной вехой летописания стал великокняже- ский свод начала XIV в., дошедший в составе Лаврентьевской летописи. С начала XV столетия в Московском великом княжестве возрождается тра- диция так называемого общерусского летописания, т. е. создания летописных сво- дов, посвященных истории всей Руси с древнейших времен. Первый такого рода свод дошел в составе Троицкой летописи начала XV в. Cоединение материалов общерусского свода с новгородским летописанием имело место в Софийской I и Новгородской IV летописях, памятниках середины XV в. Несколько общерус-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy