000764
Глава 3 102 ских московских летописных сводов были создано при Иване III в конце XV сто- летия. С XIV в. на Руси распространяется новый материал для письма – бумага , вскоре вытеснившая пергамен. Немало произведений было создано в XIII–XV вв. в жанре житий святых. Во второй половине XIII в. были написаны жития Александра Невского и князя Михаила Всеволодича Черниговского, убитого в Орде в 1246 г. В конце первой чет- верти XIV столетия возникло житие князя Михаила Ярославича Тверского, казнен- ного в Орде в 1318 г., во второй четверти XIV в. – житие митрополита Петра. В том же столетии в Пскове была создана повесть житийного характера о князе Довмонте (литовце по происхождению, княжившем в конце XIII в. в Пскове). К концу XIV – началу XV в. относится деятельность выдающегося агиографа (писателя, создающе- го жития святых) Епифания Премудрого. К числу его наиболее известных произве- дений относятся житие Сергия Радонежского, а также житие Стефана Пермского, епископа, просвещавшего языческие финно-угорские племена северо-востока Вос- точной Европы. В середине – третьей четверти XV столетия самым видным агиогра- фом был Пахомий Серб, выходец с Балкан. Им были созданы жития Кирилла Бело- зерского (основателя Кирилло-Белозерского монастыря, крупнейшего культурного центра на севере Руси), Никона Радонежского и многих других. К жанру, близкому к житиям, относятся особые повести о князьях. Среди них «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича» (Дмитрия Донского) – па- мятник начала XV столетия, «Похвала» тверскому князю Михаилу Александрови- чу (также начало XV в.), «Слово похвальное инока Фомы» тверскому князю Бори- су Александровичу (середина XV в.). Особое место в литературе конца XIV–XV в. занимают произведения так называемого Куликовского цикла – посвященные Куликовской битве 1380 г. Од- ним из них является пространная Повесть о Куликовской битве, дошедшая в со- ставе летописей – Cофийской I, Новгородской IV и др. Другой памятник, соз- данный вскоре после 1380 г., – так называемая «Задонщина». Это произведение поэтического характера, в значительной части построенное на переработке текста «Слова о полку Игореве». Самым распространенным сочинением о Куликовской победе стало «Сказание о Мамаевом побоище». Оно было создано много позднее, в начале XVI в. Ряд произведений был создан в жанре «хожений». К концу XIV в. относится появление повестей о путешествиях в Константинополь Игнатия Смольнянина и ми- трополита Пимена. В конце 1460‑х – начале 1470‑х годов тверской купец Афанасий Никитин первым из русских людей совершил путешествие в Индию, которое описал в повести, названной «Хожение за три моря». Продолжалось развитие устного народного творчества. Появлялись новые былины о богатырях (особенно в Новгороде); в то же время перерабатывались и старые сюжеты, созданные в домонгольский период. Зарождается и новый жанр фольклора – историческая песня. Одной из самых ранних исторических песен счи- тается «Песня о Щелкане» – произведение о восстании в Твери против ордынского посла Чолхана (Шевкала, Щелкана) в 1327 г.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy