000764
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КУРСА История – «учительница жизни» Отечественная история в высшей школе. С древних времен история воспринимает- ся как magistra vitae , т. е. учительница, наставница в жизни человека и общества. Исторической науке, историческому знанию принадлежит исключительно важная роль в понимании и познавании человеком окружающего мира. Историче- ское сознание является необходимым и важным компонентом всестороннего раз- вития личности, задача формирования которой является центральной для воспита- ния и просвещения на всех уровнях. Для высшего профессионального образования углубление знаний в области истории приобретает особое значение. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве цели высшей шко- лы провозглашает «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров», а также «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии». Об этом говорится в 69‑й статье закона, в силу чего высокий уровень профессиональной подготовки предполагает развитие культуры и нравственности, в чем историческое образование играет первостепенную роль. Поэтому изучение истории в нашей стране предусмотрено в качестве обязательной общеобразовательной дисциплины для студентов всех направлений подготовки. При этом речь идет в первую очередь об отечественной истории, поскольку именно история своей страны наиболее значима, если говорить о социальной роли исторического знания. Отечественная история и общегражданская идентичность России. Представление об историческом прошлом России является основой гражданской идентичности народа Российской Федерации. Единство нации обусловлено не только общно- стью языка, проживанием на одной территории, но и осознанием общности про- исхождения, памятью о наиболее ярких событиях, предопределивших развитие страны, о победах и трагедиях, о героях и о выдающихся деятелях, действовавших на ниве укрепления государственности, созидания российской культуры. Сознание общности истории лежит в основе культурно-исторического кода нации, который включает представление о наиболее значимых духовных ценностях и традициях. Чувство сопричастности к общему историческому прошлому обеспечивает единство ныне существующего гражданского общества нашей страны. Оно также способствует сохранению и передаче исторического опыта, накопленного в тече- ние веков, который используется при строительстве настоящего и будущего, тем самым обеспечивается связь множества поколений, и единство страны осознается во всей глубине, не только в пространстве, но и во времени. Этот опыт, хранимый историческим сознанием, однозначно свидетельствует, что залогом успехов и побед всегда была идея единства, которая проходит через всю отечественную историю. Мы говорим о начале Руси и объединении Новгоро- да и Киева под властью первых Рюриковичей, об образовании на новом истори- § 1
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy