000764
115 ГЛАВА 4. § 20. ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА IV. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА пришлось искать убежища в Вологде. В 1572 г. опричнина была отменена, причем даже упоминание о ней было запрещено под страхом битья батогами (палками). Результаты и оценки опричной политики. За время изучения феномена оприч- нины историческая наука так и не смогла прийти к единому мнению относитель- но смысла этого политического явления. Одни специалисты видели в опричнине борьбу со своеволием боярства с опорой на худородное провинциальное дворян- ство; другие понимали опричнину как способ пресечения областного сепаратизма и укрепления централизации страны; третьи объясняли действия царя стремлени- ем к укреплению самодержавной власти; некоторые полагают, что никакой логики в действиях Ивана Грозного найти невозможно, – эксцессы опричных лет объясня- ются исключительно обострением состояния психического здоровья самодержца. Принять какую‑то из этих версий как основную или единственную мешают факты: опричный корпус включал в себя отнюдь не только худородную часть служилого люда, а централизация с помощью децентрализации выглядит парадоксально. Так или иначе, но последствия опричнины оказались разрушительными: жерт- вами опричного террора оказались по разным оценкам 5–6 тыс. человек, а наиболее развитые в экономическом отношении регионы (в том числе Москва) подверглись разорению. Считается, что Великий Новгород, богатейший город на Руси, так и не смог вернуться к прежнему уровню экономического благополучия. Полностью от опричных порядков Иван Грозный не отказался и после официальной их отмены. Продолжались расправы с неугодными, а в 1575–1576 гг. Иван IV неожиданно от- казался от царского титула, провозгласил главой страны крещеного татарского ца- ревича Симеона Бекбулатовича, а для себя выделил особый «Московский удел». В челобитных на имя Симеона Иван Васильевич именовал себя «Иванцом Москов- ским», но по-прежнему продолжал держать в своих руках все основные рычаги госу- дарственного управления. В 1576 г. царь столь же неожиданно прекратил этот «поли- тический маскарад», смысл которого, по мнению ряда историков, состоял в попытке Александровская слобода
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy