000764
13 ГЛАВА 1. § 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ... происходит непосредственно в рамках одной страны, государства, народа. В этом смысле отдельный народ, нация – это субъект истории. Но и все человечество – также субъект истории. Так возникает сложное диалектическое взаимодействие истории страны и мировой истории. Поэтому для наиболее глубокого восприятия исторического прошлого России необходимо осознать связь отечественной истории и истории всего человечества. Она состоит в том, что история России – неотъемлемая часть мировой истории. Это проявляется в том, что процессы, происходившие и происходящие в развитии всего человечества в целом и отдельных стран, в той или иной степени происходят и в России. И наоборот, Россия оказывает большое влияние на ситуацию в мире. При изучении отечественной истории важно показать, насколько глубоко прояв- ляется роль России в ходе важнейших событий и процессов общемирового зна- чения, глобальных столкновений, выливавшихся в мировые войны, в изменении соотношения сил на международной арене, освободительном движении во многих регионах мира, развитии мировой культуры. Исторические предпосылки становления российской цивилизации. Россия – государство-цивилизация История России в контексте цивилизационной теории. В диалектическом взаимо- действии истории всеобщей и отдельно взятой страны важно понимание не только единства исторического процесса всего человечества, но и представление об осо- бенностях исторического пути каждого народа, что, собственно, и составляет суть его культурного кода и ощущения идентичности. В настоящее время в условиях глобальных исторических вызовов, стоящих перед Россией, этот вопрос приобре- тает особое значение. Речь идет о суверенитете России, о том, что представляет собой наша страна с точки зрения состояния ее как особого социума, отличного от других стран и народов. Этот вопрос решается в рамках цивилизационного подхо- да к пониманию сути исторического процесса. Основные его идеи были сформули- рованы в середине XIX в., когда в Европе и других регионах мира большое значе- ние приобрело чувство национального самосознания, что ослабляло доминирую- щее со времен Возрождения и Просвещения понимание о единстве исторического пути всего человечества. Многие мыслители подчеркивали теперь особые черты культуры и самосознания, присущие тому или иному народу (или группе близких народов), которые сохраняются на протяжении всего исторического бытия данной нации, более того – определяют ее развитие и становятся залогом ее существова- ния. В результате возникает особый уникальный культурно-исторический тип, ко- торый и называют цивилизацией. Большой вклад в разработку этой теории внесли немецкий мыслитель Освальд Шпенглер, британец Арнольд Тойнби, а из россий- ских мыслителей – Николай Яковлевич Данилевский, который развивал идеи сла- вянской цивилизации, или славянского культурно-исторического типа, при этом говорил об особой роли России. § 2
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy