000764
149 ГЛАВА 6. § 29. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ Государство и церковь «Священство» и «царство» в XVII в. Острая социальная обстановка «бунташ- ного века» осложнялась крупнейшим в истории Русской православной церкви внутренним конфликтом, вылившимся в церковный раскол. Церковь, оставаясь одной из самых богатых и влиятельных структур в Российском государстве, тем не менее всецело зависела от светской власти, в свою очередь, осознававшей влияние духовенства на умы людей и не посягавшей на церковное имущество. Некоторое укрепление позиций Русской православной церкви имело место при патриархе Филарете Никитиче. Об этом периоде иногда говорят как о време- ни своеобразного «двоевластия», когда отец-патриарх и его сын-царь управляли Российским государством совместно. Это выразилось в том, что царские указы в те годы нередко писались от имени «государя и святейшего государя патри- арха». Имя царя в таких случаях неизменно ставилось на первое место, хотя, по отзывам современников, реальное первенство в правящем «тандеме» при- надлежало патриарху, которому воспитанный в духе «Домостроя» сын-государь подчинялся беспрекословно. Патриарх Филарет обзавелся собственным двором, своей структурой дублировавшим двор государя, административные потребно- сти Патриаршего двора обслуживали особые патриаршие приказы. Именно Фи- ларета исследователи считают вдохновителем внешней политики Российского государства того времени, в частности – инициатором начала Смоленской вой ны. Особый статус предстоятеля церкви, впрочем, обусловливала уникальность ситуации, когда царствующий монарх оказался сыном человека, занявшего па- триарший престол. После смерти патриарха Филарета отношения светской и ду- ховной власти вернулись в традиционное русло. Особое положение и влияние другого патриарха, Никона, объяснить его родственными связями с царским родом нельзя. Будущий глава церкви родился в крестьянской семье Нижегородского уезда, и его путь к вершинам иерархии был проложен личной целеустремленностью, начитанностью и волевым характером. Став к 40 годам игуменом одного из наиболее почитаемых на Руси Соловецкого монастыря, Никон обратил на себя внимание молодого царя Алексея Михайлови- ча и вскоре сделался митрополитом Новгородским, а затем и патриархом Москов- ским и всея Руси. Царь на некоторое время оказался под огромным влиянием этой незауряд- ной личности, называл патриарха своим «собинным другом» и неизменно при- слушивался к словам Никона. Современники утверждали, что самым быстрым способом добиться от государя положительного решения своего вопроса явля- лась подача прошения лично патриарху, в обход официальных инстанций. От- правляясь в поход под Смоленск в 1654 г., Алексей Михайлович поручил сто- лицу заботам Никона. Поднявшийся из социальных низов и ставший фактиче- ски вторым лицом в государстве, патриарх стал допускать высказывания о том, что духовная власть, пекущаяся о спасении человеческой души, гораздо выше § 29
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy