000764
Глава 6 150 светской, обеспечивающей всего лишь безопасность бренного тела. По мнению Никона, насколько солнце выше луны, настолько же и «священству» надлежит стоять выше «царства». Еще будучи митрополитом Новгородским, Никон вынудил царя пойти на беспрецедентный шаг: с Соловков в Москву перевезли мощи убитого опричника- ми митрополита Московского Филиппа (Колычева), а царю Алексею пришлось просить у покойного святителя прощения за своего «прадеда» Ивана Грозного, по- губившего церковного иерарха «нерассудно завистью и неудержанной яростью». Однако по мере возмужания царь, не разделявший взглядов патриарха на соот- ношение духовной и светской властей, все более тяготился опекой со стороны Никона, и в 1658 г. их противостояние вылилось в публичный конфликт. Никон сложил с себя патриарший сан, но ошибся в ожиданиях: обыкновенно вспыльчи- вый, но отходчивый царь Алексей Михайлович не стал умолять его вернуться на кафедру. Никон удалился в построенный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, но благословить своего преемника на патриаршей кафедре отказывал- ся. Лишь собранный в Москве в 1666–1667 гг. церковный собор с участием все- ленских патриархов окончательно отрешил Никона от патриаршего сана. Послед- ние годы жизни бывший патриарх провел в ссылке, и лишь перед самой кончиной по воле царя Федора Алексеевича ему вернули прежний сан; по дороге в Москву Никон скончался. Раскол Русской православной церкви. Между тем тот же самый собор утвердил инициированные Никоном церковные нововведения, приведшие к расколу Рус- ской православной церкви. Приезжавшие на Русь «за милостыней» зарубежные (преимущественно греческие) церковные иерархи не раз указывали принимав- шей их русской стороне на отдельные расхождения между русскими и греческими церковными обрядами. При Алексее Михайловиче эти второстепенные вопросы приобрели особое звучание: молодой царь видел себя единственным суверенным православным государем и покровителем всех православных, которым, возможно, предстояло объединиться под его скипетром. Соответственно, всех православных должны были объединять и одинаковые церковные обряды. В образовавшемся вокруг царя кружке «ревнителей древлего благочестия» на сей счет мнения раз- делились: сам царь и его «собинный друг» Никон считали правильными обряды греческие, тогда как протопоп Аввакум Петров и его сторонники выступали за со- хранение русских обрядов. Сделавшийся патриархом и опиравшийся на покровительство царя Никон в 1653 г. начал преобразования в церковной сфере. Наиболее важными среди них стали замена двуперстного крестного знамения троеперстным, трехкратная «аллилуйя» в конце молитвы вместо двукратной, замена восьмиконечных «рус- ских» крестов шестиконечными «греческими», уничтожение икон «нового пись- ма» и исправление в богослужебных книгах написания имени Христа – вместо привычного русским книжникам «Исус» в соответствии с греческой орфографи- ей велели писать «Иисус».
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy