000764
151 ГЛАВА 6. § 29. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ Перемены в церковной жизни вызвали немало волнений среди верующих людей: одобренные церковной иерархией и светской властью нововведения при- няли далеко не все. Раскол коснулся даже царской семьи – некоторые из ее членов продолжали придерживаться старых обрядов. Противники церковной реформы – старообрядцы – увидели в происходящем признаки надвигающегося конца света, а царя и патриарха называли предтечами антихриста, «показавшимися из земли двумя рогами сатаны». Идейным вождем старообрядцев стал протопоп Аввакум Петров, публично выступивший против исправления обрядов и уже в 1653 г. от- правленный в ссылку в Сибирь. Возвращенный в Москву, он по-прежнему держал- ся своих взглядов и вновь отправился в ссылку – на этот раз в северный Пусто- озерск. Но и вторая ссылка не сломила «неистового протопопа» – даже из земля- ной тюрьмы он продолжал своими посланиями поддерживать единомышленников и обличать последователей «никоновой ереси», пока в 1682 г. его не сожгли по ука- зу царя Федора Алексеевича. Большинство недовольных нововведениями в церковной сфере предпочита- ли пассивные формы сопротивления им: уклонялись от посещения храмов («нико- новых вертепов»), практиковали тайные перекрещивания и перевенчания из рук священников, сохранивших преданность старым обрядам. По мере усиления дав- ления на старообрядцев те стали искать спасения души, уходя в малонаселенные области Российского государства, а порой и за его пределы. Наибольшая концентрация приверженцев старых обрядов наблюдалась на севере страны, в Поволжье и Сибири, немало старообрядцев было и в среде дон- ского казачества. На новых местах они основывали собственные селения – ски- ты, где на протяжении длительного времени находили спасение от религиозного преследования (отдельные сибирские скиты жили в изоляции от внешнего мира вплоть до XX в.). Некоторые из таких обособленных общин, потеряв грамот- ных священников и утратив спасенные от исправления богослужебные книги, со временем вырождались в разнообразные секты, чьи предводители очень свое- образно трактовали постулаты христианской веры. Конец XVII в. ознаменовал- ся серией самосожжений – «гарей». Обнаруженные царскими отрядами жите- ли отдаленных скитов предпочитали «погибели душ» «краткую огненную муку ради истинной веры». По некоторым данным, жертвами таких «гарей» стало до 20 тыс. человек. Иногда сопротивление церковным новшествам приобретало активную форму: иноки Соловецкого монастыря в 1668 г. категорически отка- зались принять новые обряды и благодаря наличию хорошо укрепленных стен, запасов провианта и удаленности от центра страны на протяжении восьми лет оказывали сопротивление осаждавшим их царским отрядам, с большим трудом сумевшим овладеть обителью. И хотя большинство населения Российского го- сударства приняли церковную реформу, сопротивление старообрядцев так и не сломили: убежденность в святости «старины» в совокупности с уверенностью большинства россиян в первостепенной значимости обрядовой стороны религии заставляли многих стоять за «старую веру» до конца.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy