000764
159 ГЛАВА 6. § 32. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI–XVII вв. из центральных. В период Средневековья религии и церкви принадлежала до- минирующая роль в формировании мировоззрения, в сфере духовной культуры и художественного творчества. Кроме того, Церковь имела в своем распоряже- нии важнейшее для той эпохи богатство – населенные людьми земли. Нако- нец, церковные структуры включались в систему государственного управления и занимались не только духовными делами, но и повседневными проблемами, к примеру, содержанием заключенных или доставкой ответчиков для судебных разбирательств и т. д. Вопрос о том, должна ли церковь быть сильной и богатой, или же аскетич- ной, поднимался в тот период во всех уголках христианского мира. В Москве его остро поставили на соборе 1503 г., где настоятель Сорской пустыни Нил на- стаивал на «нестяжательной» жизни монахов, а игумен Волоцкого монастыря Иосиф утверждал, что слабость и бедность церкви приведет к «шатости» в во- просах веры. Спор между нестяжателями (сторонниками Нила Сорского) и иосифля- нами (последователями Иосифа Волоцкого) разрешился при митрополите Московском и всея Руси Макарии (1542–1563), которого глубоко чтил Иван Грозный. Его волей накопленные церковные богатства все же сохранили в рас- поряжении духовенства. Митрополит признавал первенство царской власти, однако, за ним оставалось право советовать государю и печаловаться за про- винившихся перед царем. Авторитет предстоятелей русской церкви вырос еще больше после того, как в 1589 г. Московская митрополия получила статус патриархии. О первенствующей роли церкви в области культуры свидетельствует тот факт, что вся сфера образования находилась в церковном ведении. Духовенство было единственным полностью грамотным сословием. В школах учили священ- ники. Когда царь Федор Алексеевич в 1682 г. принял решение о создании в Рос- сии первого высшего учебного заведения, будущей Славяно-греко-латинской академии, она рассматривалась главным образом как место получения духовно- го образования. Духовенство также оставалось основным потребителем книж- ной продукции. Возникшее в XVI в. книгопечатание также находилось под контролем церк- ви. В 1564 г. появилась первая датированная печатная книга – «Апостол» (содер- жит тексты Деяний и Посланий апостольских). Ее создателями стали мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец. К 1700 г. основу большинства библиотечных собраний России составляли печатные книги. Это является важным свидетель- ством вступления русской культуры в эпоху Нового времени. Однако печатались, в основном, те самые книги, которые до начала книгопечатания чаще всего пере- писывались от руки. Публикации новых авторов, к примеру, Симеона Полоцкого, выходили очень редко. Как и в Средневековье, литература рассматриваемого пери- ода сохраняла тесную связь с православием. Основной корпус издаваемых и пере- писываемых текстов составляли памятники византийской традиции, переведенные
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy