000764
Глава 1 16 «Всечеловеческий» характер российской цивилизации и культуры. Обладание обширными пространствами, пребывание в фокусе транзитных международных и даже межцивилизационных коммуникаций обусловило необходимость уста- новления контактов с другими народами, налаживании отношений с ними. В ре- зультате в ходе развития российской цивилизации был обретен уникальный опыт взаимодействия и совместного проживания на осваиваемой территории русского и других народов, происходил обмен опытом во всех сферах жизни (в хозяйстве, культуре и быте), взаимное усвоение достижений друг друга. В целом все это под- держивалось политикой Российского государства, нацеленной на сохранение меж- национального мира и обеспечение добрососедских контактов. Подобная политика вела к сохранению народов, вошедших в состав России. Многие народы, включая самые малочисленные, не исчезли с этнической карты страны вплоть до настоя- щего времени. Более того, при активном участии и поддержке российской власти и деятелей русского просвещения, миссионеров Православной церкви многие на- роды приобрели собственную грамотность, письменность (как правило, на осно- ве русского алфавита), что способствовало развитию национальной литературы и культуры в целом. Конечно, в этой крайне сложной сфере политики и межчеловеческого об- щения имели место противоречия и конфликты. Случались и такие события, как выселение отдельных народов за пределы территории их традиционного проживания. Но это были исключения, вызванные крайне сложной геополити- ческой и военной обстановкой. Ныне в Российской Федерации осуществляется программа реабилитации народов, подвергшихся репрессиям во время Великой Отечественной войны. Способность к взаимодействию и сотрудничеству в рамках многоэтничной и поликонфессиональной общности связана с особой открытостью русского на- рода к глубокому восприятию культуры других народов, заимствованию и усвое- нию их достижений. Об этом «всечеловеческом» качестве русского характера ярко сказал Ф.М. Достоевский, который выделял «всемирную отзывчивость» русского национального характера и стремление «русской народности… в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечности». Это качество российской цивилизации проявилось и проявляется в нерав- нодушии к тому, что происходит в мире, стремлении содействовать достижению в нем гармонии и справедливости. Оно проявляется и в способности русской культуры к глубокому отклику на творческие достижения других народов, в их усвоении и создании подлинных шедевров мирового уровня, которые, в свою очередь, становятся вкладом России в культуру всего человечества. Так произошло с иконописью, которая была заимствована Русью из Визан- тии, но именно на русской земле этот вид духовного художественного творчества достиг своей вершины. В течение веков в зарубежной Европе развивались архи- тектурные школы классицизма и барокко, но разве не в Санкт-Петербурге XVIII – начала XIX в. нашли они исключительно яркое воплощение?
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy