000764

Глава 6 160 в древнерусское время с греческого языка или заимствованные в переведенном виде у других славянских народов. Литература и основные тенденции развития общественной мысли. Для русской книжности XVI столетия характерно создание монументальных памятников, обобщающих существующую традицию. Так, в 1490‑х годах в Новгороде по инициативе архиепископа Геннадия создана так называемая «Геннадиевская Библия» – первый в истории полный свод канонических книг Ветхого и Но- вого Заветов на церковнославянском языке. Геннадиевский свод стал основой для последующих печатных изданий Библии. Стараниями митрополита Мака- рия появились «Великие Четьи-Минеи» – собрание важнейших христианских текстов (книг Священного Писания, житий и т. д.), расположенных по месяцам в хронологическом порядке. Они составили круг богоугодного чтения на весь год. Важное значение этого произведения для русской культуры состоит в том, что в «Четьих-Минеях» собрали жития русских святых, почитавшихся в разных землях Московского государства. Позднее другие книжники продолжили дело собирания «русской святости». Составлялись жития вновь просиявших подвиж- ников. Чаше всего это были основатели монастырей. За XVI–XVII вв. написано больше житий русских святых, чем за всю предшествовавшую историю. Ближе к концу XVII столетия церковные власти стали строже подходить к проверке до- стоверности рассказов о чудесах. При патриархе Иоакиме в 1670‑х годах по ито- гам работы специальной комиссии произошла первая в истории русской церкви деканонизация признанной святой. Власти запретили почитать Анну Кашин- скую, житие которой было признано недостоверным. Правда, произошло это во многом из-за того, что Анну Кашинскую особенно почитали старообрядцы. Вве- дение практики критического анализа житийных текстов стало предтечей нача- той уже в петровское время систематической борьбы с «ложными чудесами». После начала реформ патриарха Никона сторонники старой веры также ак- тивно составляли жития своих подвижников. В числе наиболее ранних из них сле- дует назвать «Житие Боярыни Морозовой». Особый интерес представляет «Жи- тие протопопа Аввакума», созданное самим вождем старообрядческого движения. Текст произведения составлен в традиционном жанре жития, однако фактически он написан как биография. Между тем автобиографические сочинения характерны уже для литературы Нового времени. Ярким новшеством в русской литературе XVI столетия стал составленный наставником Ивана Грозного протопопом Сильвестром «Домострой». Он про- должает древнерусскую традицию наставлений отца к своему сыну, включает фрагменты древнерусских текстов. Однако впервые в «Домострое» повседнев- ная жизнь регламентировалась всесторонне, вплоть до бытовых мелочей. В этом выразилось характерное для Нового времени стремление письменно зафик- сировать и рационально осмыслить то, что раньше оставалось пространством устной традиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy