000764

161 ГЛАВА 6. § 32. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI–XVII вв. В среде духовенства появлялись важные публицистические произведения, формировавшие государственную идеологию. Зачастую они оформлялись в виде небольших по объему «сказаний», «посланий», «прений». Благодаря небольшому объему такие сочинения распространялись во многих списках. В числе важней- ших – сформировавшееся в первой половине XVI в. «Сказание о князьях влади- мирских». В нем династия Рюриковичей выводилась от римского императора Ав- густа, а хранящаяся в княжеской казне «шапка Мономаха» рассматривалась как царский венец, подаренный императором Константином Мономахом князю Вла- димиру Мономаху. Таким образом, обосновывалось право московских правителей на царский (императорский) титул. Не следует думать, что церковная публицистика ограничивалась прославле- нием правителей. К примеру, в 1490‑х годах в окружении новгородского архиепи- скопа Геннадия появилось «Прение живота со смертью» – перевод распространен- ного в Европе памфлета, на страницах которого смерть расправляется с «сильными мира сего», показывая иллюзорность всякого земного величия перед лицом Бога. Уже в XVIII в. его текст тиражировался в виде народного лубка. Дискуссии о вла- сти видим и в произведениях светских публицистов со времен Ивана Грозного. Так, идею сильной власти отстаивал Иван Пересветов, а бежавший от опричнины князь А.М. Курбский писал о праве на сопротивление тирану. Число кратких пу- блицистических произведений, иногда распространявшихся в качестве подметных писем, увеличивалось вплоть до конца XVII в. На протяжении всего изучаемого периода важной частью русской книжно- сти оставались летописи. Можно считать, что в XVI в. общерусское летописание достигло расцвета, в Москве появляются наиболее крупные памятники этого жан- ра. Их роль в формировании мировоззрения русских людей определялась не толь- ко прямо высказываемыми политическими идеями, но тем, как был скомпонован исторический материал. Лицевой летописный свод излагал прошлое от сотворе- ния мира до правления Ивана Грозного, которое представлялось венцом истории. Свод содержит тысячи миниатюр (иллюстраций), текст дополняется рассказом истории «в лицах», отсюда и его название. По благословению митрополита Макария создается «Степенная книга», в которой история представлена в виде лестницы, состоящей из ступеней (сте- пеней) – поколений русских государей, начиная с княгини Ольги и князя Вла- димира. При этом упор делался на то, как русские князья укрепляли православ- ную веру. Мощный толчок к развитию летописания и появлению новых жанров исто- рической литературы дала Смута. Попытки осмыслить причины происходившего породили целый ряд исторических произведений, таких как «Сказание» об осаде Троице-Сергиева монастыря его келаря Авраамия (Палицына) и др. Развивавший- ся процесс становления русского национального самосознания подталкивал книж- ников к поиску начала русской истории. Одни видели создателями Московского государства князя Ивана Даниловича Калиту и митрополита Петра. Для других русская история начиналась с того момента, как князь Андрей Боголюбский пе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy