000764
Глава 6 162 ренес во Владимир икону Богоматери Владимирской. Важнейший вклад в фор- мирование представлений о русской истории внес «Синопсис» киевского монаха Иннокентия Гизеля, который излагал историю Руси, подчеркивая единство пра- вославных славянских народов. «Синопсис» впервые опубликовали в типографии Киево-Печерской лавры в 1674 г. Позднее он многократно переиздавался, играя роль школьного учебника. Главным же новшеством в книжной культуре Нового времени стало появ- ление художественной литературы, целью которой являлось не только поучение, но и развлечение читателя. Такие тексты, как правило, оставались вне церков- ного контроля. Ярким памятником русской беллетристики является «Сказание о Дракуле» (конец XV в.) – рассказ о деяниях «мунтьянского» князя Влада Це- пеша. Его составил побывавший в посольстве в Венгрию дьяк Федор Курицын, который во время путешествия познакомился с местными преданиями о Дра- куле, или немецкими «летучими листками» на данную тему. В качестве приме- ра чисто русского развлекательного произведения можно привести «Повесть о Фроле Скобееве» (конец XVII в.), описывающую авантюрные похождения новгородского дворянина. В XVII столетии возникла русская поэзия. Она представлена широким спек- тром произведений от социальной сатиры (к примеру, «Сказание о попе Саве и о великой его славе») до придворных панегириков монаха Симеона Полоцкого (1629–1680). С именем последнего связаны и первые памятники русской драма- тургии («Комедия о блудном сыне» и др.). В рассматриваемый период на русский язык все чаще переводили произве- дения европейских авторов – басни Эзопа, сочинения по географии, грамматике, диалектике, риторике. В годы правления Алексея Михайловича сотрудники По- сольского приказа начали составлять для царя и бояр обзоры иностранной прес- сы, которые называли «курантами». Позднее Петр I создал на их основе первую русскую газету – «Ведомости». Архитектура. Развитие зодчества, также, как и литературы, было в значи- тельной мере связано с церковью. Это объясняется тем, что из камня, кроме крепостных сооружений, строили главным образом храмы. Сколько‑нибудь значимое частное каменное домостроительство велось лишь с конца XVII в. Рассматриваемую эпоху можно назвать временем поиска национального стиля в русской архитектуре. Начало этого процесса наблюдалось еще в XIV–XV вв., когда в московской архитектуре появилась «мода» на использование для деко- ративного оформления кокошников и арок с килевидным завершением. В конце XV – начале XVI в. заметно активное обращение к западной архитектуре. Осо- бенно эта тенденция проявилась в правление Василия III. Так, кремлевский Ар- хангельский собор, возведенный итальянским архитектором Алевизом Новым, получил ренессансное оформление в его венецианском варианте. Русские зодчие творчески перерабатывали заимствованные формы. Огром- ное значение для развития русского зодчества имеет церковь Вознесения в Ко-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy