000764

163 ГЛАВА 6. § 32. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI–XVII вв. ломенском (1532). Ее внешнее убран- ство совмещает элементы Возрождения и готики. Однако храм не восприни- мался как нечто чуждое, поскольку вы- бранная для него шатровая форма была широко распространена в русской де- ревянной архитектуре. Высшей точкой развития шатрового зодчества следу- ет считать собор Василия Блаженно- го (Покровский собор, что на Рву). Его в 1555–1561 гг. возвели мастера Барма и Постник. После Смуты русские масте- ра продолжали смело эксперименти- ровать с разными архитектурными, в том числе европейскими, приемами. Заимствовались отдельные элемен- ты барокко (особенно в оформлении наличников, перил и т. д.). Широко применялись изразцы. В результате уже в первой четверти XVII в. возник самобытный национальный стиль, ко- торый исследователи назвали «рус- ским узорочьем». Наиболее яркие его образцы – Теремной дворец в Кремле и церковь Троицы в Никитниках. Рас- пространился этот стиль и на деревян- ное зодчество . Именно в нем возвели загородный дворец Алексея Михайло- вича в Коломенском. Ближе к началу правления Петра I русская знать ув- леклась широко распространенным в Европе стилем барокко. К примеру, в этом стиле в правление царевны Софьи был перестроен Новодевичий монастырь. Его комплекс, как и многие другие памятники допетровского зодчества, признаны ЮНЕСКО всемирным культурным наследием. Живопись. Параллельно с архитектурой развивалось изобразительное ис- кусство. В области иконописания наблюдалось две тенденции. Одна из них – следование образцам древнерусского времени. Вторая – стремление к «живо- подобию», т. е. наиболее адекватному отражению реального мира. Последнее течение ориентировалось на европейские образцы живописи. Споры о том, как именно надо писать иконы, с переменным успехом велись со времени правления Ивана Грозного. Разрешился он уже во второй половине XVII в., когда жест- Церковь Преображения в подмосковном   селе Остров – образец шатрового стиля. XVI в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy