000764

Глава 6 164 кое следование традициям стали от- стаивать старообрядцы. В государевой Оружейной палате, где работал целый штат иконописцев, все больше ощуща- лось влияние европейской живописи. Проводниками этого влияния высту- пали как перебравшиеся в Россию пра- вославные иконописцы Речи Поспо- литой, так и приглашенные в Москву европейские живописцы. Наиболее яр- кое воплощение эта новая иконописная традиция получила в работах русского иконописца Оружейной палаты Симо- на Ушакова. Начало русской светской живо- писи положил указ царя Михаила Фе- доровича, в соответствии с которым в 1643 г. в Москву из Ругодива (Нар- вы) был приглашен живописного дела мастер Иоганн Детерс. Он поступил на службу в Оружейную палату, ведавшую государевыми иконописцами, перевез в Россию семью и обучил двоих рус- ских учеников. После его смерти долж- ность живописца в штате Оружейной палаты сохранилась. На нее приглашали иностранных мастеров, каждый из которых должен был передавать свои навыки русским ученикам. К сожалению, от XVII в. до нашего времени дошли в основ- ном портреты, не имеющие авторской подписи. В работах исследователей их обычно называют на старинный манер «парсунами». Широко известны портреты царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Хранившиеся в царском двор- це картины на религиозные и светские сюжеты известны лишь по упоминаниям в документах. Музыка и театральное искусство. Процесс развития музыкального и теа- трального искусств шел особенно сложно. В период Средневековья церковная музыка ограничивалась песнопениями. В духовной музыке новшества были скромными – при царе Алексее Михайловиче с территории восточных земель Речи Посполитой заимствовали «партесное» (т. е. исполняемое по партиям) пение. Вне церковной культуры находилось скоморошество с его шутовскими представлениями и инструментальной музыкой. Оно осуждалось духовенством как «бесовский промысел» и было формально запрещено Стоглавым собором 1551 г. Скоморохи потеряли все свои юридические права, однако наказаний (кроме церковных) за их «игрища» не вводилось. Алексей Михайлович стал пер- Патриарх Никон.  Миниатюра из Титулярника. XVII в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy