000764

165 ГЛАВА 6. § 32. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI–XVII вв. вым государем, не пригласившим скоморохов на свою свадьбу, как предписывал обычай. В 1648 г. царь полностью запретил скомороший промысел, введя за него наказание в виде битья батогами и ссылки. В Москве конфискованные тогда му- зыкальные инструменты сожгли на Болотной площади. Этот запрет действовал до конца XVII в. Одновременно развивалась придворная музыкальная культура. В XVI сто- летии при дворе организовали «трубничий чин» – своеобразный придворный оркестр, состоящий из труб, барабанов, накр (вид ударных инструментов) и др. Музыка «трубничего чина» сопровождала все официальные церемонии вплоть до 1700 г. Иван III держал при дворе итальянского органиста Джованни Сальва- торе. Потом орган исчез из придворной жизни и вновь появился при дворе Фе- дора Ивановича. Лжедмитрий не только любил органную музыку, но и собрал в Москве большой оркестр из европейских музыкантов, которые погибли от рук восставших москвичей. Вновь орган зазвучал в Грановитой палате уже при Ми- хаиле Федоровиче. Алексей Михайлович, взойдя на престол, жестко отказался от любой инструментальной музыки и запретил ее для всех подданных. Однако в 1672 г. он не только обзавелся оркестром, но и организовал придворный театр, действовавший до самой смерти царя. Позднее западную музыку вернул ко дво- ру лишь Петр I. Общие тенденции развития культуры. Таким образом, мы можем наблюдать следующие тенденции в эволюции культуры данной эпохи. Первая – регулярная смена ведущих направлений развития: общество то увлекалось «новинками», то начинало жестко бороться за возвращение «старины», темпы перемен постоянно возрастали. Вторая – появление светской культуры, которая не контролирова- лась напрямую церковными институтами. Третья – смена внешних культурных ориентиров: если в эпоху Средневековья основным образцом для подражания была Византия, то теперь на формирование отечественной светской культуры влияние оказывали европейские традиции. Распространение западного влияния ускорилось после того, как в состав России вошли ранее находившиеся под вла- стью Речи Посполитой западнорусские земли с преобладающим православным населением. Жители этих территорий к тому времени восприняли многие эле- менты польской культуры, но благодаря православной вере рассматривались как «свои». В Москву переселялось много иностранных специалистов – выходцев из Европы. Богатые люди все чаще приобретали у заезжих купцов иноземные «диковины» – от очков и часов до карет. И, наконец, четвертая тенденция вы- разилась в продолжающихся поисках собственной культурной идентичности, что стало особенно важно в связи с началом эпохи формирования национальных государств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy