000764

177 ГЛАВА 7. § 35. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I ром (невыполнение обязательств перед государством грозило штрафами или кон- фискацией всего имущества). С 1717 г., а особенно после введения в 1719 г. «Берг-привилегии» (право на поиск и добычу любых полезных ископаемых с выплатой фиксированных нало- гов и долей), инициатива в создании предприятий перешла в частные руки. Одно- временно начался рост числа мануфактур в легкой промышленности. Ключевой особенностью российского производства являлось использование подневольного труда: сначала «приписных» крестьян, затем «посессионных». Доля вольного най- ма оставалась крайне низкой, будучи в основном прерогативой высококвалифици- рованных специалистов. Продолжал развиваться внутренний рынок , способствовавший все большей специализации отдельных районов. Росли обороты Макарьевской, Свенской и Ир- битской ярмарок. Во внешней торговле Петр I стремился обеспечить приоритетное значение нового Санкт-Петербургского порта, более удобного в коммуникации на западном направлении, в сравнении с Архангельском. Реально это удалось осуще- ствить после окончания Северной войны: в 1721 г. был запрещен экспорт из Ар- хангельска товаров со всей России, за исключением произведенных в бассейне Се- верной Двины. Эта мера имела очевидный успех: в 1716 г. в Петербурге побывало 33 корабля, в 1722 г. – 119, а в 1725 г. – уже 450. Ключевым сдерживающим фактором развития внутренней торговли остава- лись пути сообщения . Большие расстояния и низкий уровень технического разви- тия еще долгие десятилетия оставались препятствием для создания сети сухопут- ных дорог. Ее альтернативой были водные коммуникации, получившие при Петре I приоритетное развитие. Несмотря на огромные потраченные средства, удалось лишь частично решить задачу по созданию сети каналов, которые должны были со- единить Волгу и ее притоки, охватывавшие почти весь центр России, с бассейнами рек, впадающих в Черное и Балтийское моря. Большое значение имело строитель- ство Вышневолоцкой системы, позволившей связать Петербург (и, соответствен- но, Финский залив) с Волгой. Система каналов и шлюзов была создана к 1708 г., но лишь в 1722 г. она заработала в полную силу. Другим значительным гидротех- ническим сооружением стал Ладожский обводной канал (крупнейший в Европе в то время), завершение строительства которого произошло уже при преемниках великого преобразователя в 1731 г. Новая магистраль позволила в несколько раз уменьшить потери судов от штормовых ладожских ветров. В то же время неудачей закончились попытки создания водного пути между Волгой и Доном, начатые еще в конце XVII в. после присоединения Азова. Из-за недостатка средств дело ограни- чилось прорытием нескольких километров канала и сооружением отдельных шлю- зов, а после начала Северной войны строительство и вовсе прекратилось. В рамках политики протекционизма в 1724 г. приняли Первый таможен- ный тариф , защищавший от иностранной конкуренции отечественную промыш- ленность. На ряд товаров, чье производство в России требовало первоочередного поощрения, вводили огромные пошлины (до 75% от цены): на железо, парусину, полотно, шелковые ткани и пр. На другие, в зависимости от уровня конкуренции, –

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy