000764
Глава 1 18 Православная вера приобрела важнейшее значение для русского самосозна- ния и идентичности в то время, когда Россия осталась практически единственным суверенным православным государством, оказалась в окружении стран и народов, принадлежавших к другим конфессиям. Понятия «русский» и «православный» стали синонимичны. Слово «христиане» (т. е. православные) стало означать на- род вообще и вскоре трансформировалось в наименование «крестьяне», которое обозначало теперь земледельцев, т. е. подавляющее большинство населения. Креп- ло чувство, что именно православная вера является единственно истинным испо- веданием христианства, сохранение и защита его становится важнейшей задачей русского народа и государства, своего рода миссией всемирного значения. В конце XV – начале XVI в. сформировалась идея «Москва – Третий Рим», что означа- ло преемственность Руси по отношению к прежде существовавшим христианским империям Древнего Рима и Византии. К России тяготели православные народы, проживавшие на Балканах, Кавказе. Православное население западнорусских зе- мель, оказавшихся в составе Польско-Литовского государства, при поддержке России предпринимало усилия по сохранению своей веры, а по мере ослабления и распада Речи Посполитой единая вера стала важнейшей предпосылкой вхож- дения этих земель в состав Российского государства. Характерной чертой право- славия, в отличие от западного христианства, была идея «симфонии» церковной и государственной власти. Церковь рассчитывала на помощь и защиту со стороны государства и, со своей стороны, оказывала тому всемерную поддержку. Этот союз укреплял идею самодержавия и сильного государства, столь значимую для россий- ской цивилизации. По мере развития российской государственности, расширения территории страны все большее значение приобретала идея империи, т. е. обширной держа- вы, в состав которой входили народы разных исповеданий, объединенных под властью одного монарха. Россия была провозглашена империей в 1721 г., хотя фактически стала государством такого типа задолго до этого. Православная цер- ковь поддерживала этот процесс, но ее положение в стране, которая становилась все более многоконфессиональной, не могло не меняться. Поддерживая при- вилегированное положение Православной церкви, Российская империя тем не менее обеспечивала свободу вероисповедания других народов. Возникали един- ство и идентичность более высокого уровня, чем принадлежность к православ- ному христианству. Кроме того, развитие светской науки и секуляризации в различных областях общественной и культурной жизни вело к тому, что религия и вера превращалась в глубоко личное чувство, определяющее совесть и нравственность человека. Тем не менее историческая роль православия в формировании российской цивилизации, ее культурного кода исключительно важна. Об этом свидетельствует вклад Православной церкви в становление и укрепление российской государствен- ности, служение идее патриотизма и защиты Отечества и глубокое воздействие на развитие русской мысли, духовной и художественной культуры, которое невоз- можно переоценить.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy