000764
Глава 7 180 устанавливались состав коллегий, прерогативы их членов, режим работы, веде- ние делопроизводства и т. д. В основу новой системы положили правило коллек- тивного голосования по всем обсуждаемым вопросам, в котором должны были участвовать все члены новых ведомств. Система коллегий была строго централизована и строилась по отраслевому признаку. Она состояла из трех групп: 1) «Первейшие» (Военная коллегия, Ад- миралтейская и Иностранных дел) отвечали за армию, флот и международные связи; 2) финансовые (Камер-, Штатс-контор- и Ревизион-коллегии) осущест- вляли учет доходов, расходов и контроль над ними; 3) экономические (Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии) регулировали тяжелую и легкую промыш- ленность, внешнюю торговлю и таможни. Кроме того, действовали Вотчинная (землевладение дворян и их крепостные) и Юстиц-коллегия (договоры и суды). Одним из последствий реформы стало резкое увеличение числа чиновников (бюрократизация), связанное с расширением функционала и ростом делопроиз- водства (журналы, отчеты и т. п.). В несколько этапов произошло формирование контролирующих органов, предназначенных для надзора над должностными лицами и расследования престу- плений. В 1711 г. возник институт фискалов, производивших тайное наблюдение и выявление правонарушений. Для розыска по срочным делам действовали вре- менные «майорские» канцелярии. В 1722 г. появился открытый контроль за новы- ми ведомствами в виде прокуратуры, которой подчинили и фискальную службу. Другими элементами централизации управления стали трансформация са- модержавной власти царя и изменения в высших органах управления. В нача- ле XVIII в. значение Боярской думы постепенно угасает. Вместо нее царь созда- ет Консилию министров из руководителей основных ведомств, назначаемых им лично; в 1711 г. ее сменил Правительствующий Сенат . После нескольких транс- формаций в его ведении остались чинопроизводство, управление службами дво- рян, контроль над коллегиями и высший суд по гражданским судебным делам. Фактически Сенат выполнял функции высшего органа в системе центрального управления, рассматривал вопросы общегосударственного значения. За порядком на заседаниях и правильным выполнением сенаторами своих обязанностей надзи- рал глава прокуратуры – генерал-прокурор. Возрастала и личная власть монарха, постепенно приобретавшая черты абсо- лютизма. В 1700 г., после смерти патриарха Адриана, Петр I «приостановил» выборы нового главы Русской православной церкви, заменив его позже Синодом. Тем самым ликвидировалась последняя возможность ограничения высшей светской власти со стороны духовной, имевшая место в XVII в. По замыслу монарха церковь должна была стать составным элементом государственного управления подданными, без ка- ких‑либо привилегий. В соответствии с Духовным регламентом 1721 г. церковной структурой стал управлять коллегиальный орган– Синод (Духовная коллегия). Свя- щенников обязали сообщать властям о преступлениях, о которых они могли узна- вать на исповеди, тем самым превратив их в винтик государственной машины.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy