000764

181 ГЛАВА 7. § 36. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I В СФЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ВОЕННАЯ РЕФОРМА Вершиной эволюции властных полномочий главы государства стали про- возглашение в 1721 г. Петра Алексеевича императором Всероссийским с титулом Великий и Отец Отечества и принятие в 1722 г. указа о престолонаследии, переда- вавшего назначение преемника в руки самодержца. Реформы местного управления. В 1699 г. Петр I, опираясь на впечатления от поездки по странам Европы, создал систему местного самоуправления в виде бур- мистерских палат («земских изб»). Они формировались в каждом городе из «луч- ших» выборных людей и занимались сбором податей и судебными вопросами. «Избы» подчинялись центральной Бурмистерской палате (Ратуше), находившей- ся в Москве и аккумулировавшей сбор всех налогов. В разгар Северной войны возникла потребность усиления власти на местах для оперативного проведения мобилизационных и фискальных мероприятий. С этой це- лью в 1709–1710 гг. была создана сеть из восьми губерний с назначенными царем гу- бернаторами, обладавшими всей полнотой власти (так называемая «первая» област- ная реформа). Им передали административные, военные, судебные и финансовые (изъятые из компетенции Ратуши) полномочия, осуществлявшиеся через губернские канцелярии и новых должностных лиц (ландрихтеров, обер-комендантов, ландратов и пр.). Низовой структурной единицей по-прежнему являлся уезд (по несколько де- сятков на губернию), хотя наблюдались попытки вводить новые звенья в виде ланд- ратских долей. Далеко не все намерения царя удалось выполнить, однако они приве- ли к «деконцентрации» власти и росту полномочий местного аппарата. Губерния как основа территориального управления оказалась мало пригодной для реального администрирования из-за своей громоздкости. В 1719–1720 гг. в рам- ках «второй» областной реформы появилось промежуточное звено – провинция (око- ло 50), ставшая основной структурной единицей административного устройства. Каж- дой провинцией управляли несколько чиновников (воевода, камерир, рентмейстер) и канцелярии, тесно связанные с коллегиями. Уезды заменили дистрикты во главе с земскими комиссарами, объединившие территорию с определенным количеством податных дворов. Однако на практике ввести новую низшую единицу управления, основанную на статистическом принципе, так и не удалось. Должности камериров и рентмейстеров по недостатку кадров также не получили распространения. В 1720 г. в С.‑Петербурге учредили Главный магистрат (с одновременным упразднением Ратуши) на правах коллегии. Ему подчинялись возрожденные го- родские магистраты, состоявшие из выборных бурмистров. В их ведении находись судебные дела, сбор некоторых платежей и наблюдение за порядком в городах. Не- которое расширение функций местного самоуправления способствовало развитию городской инфраструктуры – строительству дорог, больниц, созданию освещения и пр. Но вскоре после кончины Петра I городовые магистраты были упразднены. При подготовке многих реформ учитывался опыт других стран. В Швецию, Пруссию, Францию, Данию и другие государства с целью изучения их законода- тельства в различных сферах (управление, военная, экономическая и др.) направля- ли специальных агентов, составлявших выписки с перечнем и анализом возможных

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy