000764

Глава 7 184 В их числе были и знатные лица, и представители церковной иерархии. Они наме- ревались свернуть реформы в случае прихода царевича к власти. Это выявилось в ходе следствия, проведенного после бегства в 1716 г. Алексея за границу, откуда он через некоторое время был возвращен. По приговору суда из высших граждан- ских и церковных сановников он был приговорен к смертной казни за измену, ко- торую не успели привести в исполнение, так как 26 июня 1718 г. царевич Алексей скончался от «апоплексического удара» (по официальной версии). В любом случае следует отметить, что большинство лиц знатного происхожде- ния, не говоря о широких кругах дворянства, поддерживали преобразования Петра I. Реформы Петра I в сфере культуры. Значение реформ Образование. Деятельность Петра I дала старт многим новшествам в сфере культуры. Среди важнейших направлений – развитие науки и образования. Для проведения преобразований Петру требовалось большое число грамотных, про- фессионально подготовленных людей. Получить новых специалистов можно было двумя путями – создавая образо- вательные учреждения внутри России или отправляя перспективную молодежь за рубеж. Начав строительство кораблей, царь издал указ (1696) о посылке в разные страны для обучения морскому делу более 60 юношей из знатных семей. Парал- лельно бывшим преподавателям Славя- но-греко-латинской академии братьям Иоанникию и Софронию Лихудам по- ручили открыть школу для изучения итальянского языка (1697). Такие кадры требовались в силу того, что царь плани- ровал использовать в России опыт вене- цианских корабелов. После заключения мира с Османской империей «итальян- ская» школа закрылась. В дальнейшем отправка людей для обучения за границу и создание новых светских школ, удовлетворявших теку- щий спрос на специалистов конкретного профиля, стало нормой. К примеру, по инициативе Посольского приказа возник- ли школы Николая Швиммера и Эрнста Глюка, где учили наиболее востребован- ным иностранным языкам. В 1701 г. в Мо- скве появилась «Школа математицких и навигацких наук», которая размещалась в Сухаревой башне. На основе старших §  38 Сухарева башня

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy