000764
185 ГЛАВА 7. § 38. РЕФОРМЫ ПЕТРА I В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ классов школы в 1715 г. в Санкт-Петербурге создали Морскую академию. Тогда же возникла Артиллерийская школа, позднее к ним добавились Инженерная и Меди- цинская. В обширную книгоиздательскую программу Петра I вошла учебная лите- ратура, в частности учебник арифметики, составленный Леонтием Филипповичем Магницким. Обучение в специальных школах осложнялось не только нехваткой преподава- телей и учебных пособий, но и тем, что набранных в них юношей приходилось учить с нуля. Чтобы иметь в своем распоряжении большее число людей с базовыми знания- ми по математике, царь в 1714 г. указал открыть «цифирные» школы. К концу 1720‑х годов в них успело поучиться около 2 тыс. человек, но лишь 302 успешно закончили обучение. Многие учащиеся воспринимали школу как повинность, которой стреми- лись избежать. Из-за этого эффективность преподавания падала. После смерти импе- ратора «цифирные» школы пришли в упадок. Значительные успехи были достигнуты в подготовке кадров образованных священнослужителей, что также стало характерным явлением эпохи Петра I. Соз- данная в 1680‑х годах Славяно-греко-латинская академия окончательно превра- тилась в высшее учебное заведение. Основным языком преподавания в ней стала латынь – язык науки того времени. По требованию Духовного регламента (1721) открылись школы при архиерейских дворах во всех епархиях. Таким образом, воз- никла система, объединявшая все ступени духовного образования. Усилия направлялись не только на образование, но и на воспитание молоде- жи. В 1717 г. из печати вышла подготовленная по указанию Петра I книга «Юности честное зерцало», направленная на формирование норм этикета. Многие изложенные в ней правила сейчас являются обязательными для любого культурного человека. Развитие науки. Петровская эпоха дала начало российской науке. Царь пони- мал, что без передовой науки Россия останется в зависимости от других стран. Еще в период Великого посольства он начал собирать различные «курьезы». В 1714 г. разрозненные коллекции объединились в научном кабинете – Кунсткамере, от- крывшейся для общенародного посещения в 1719 г. Государевы повеления предпи- сывали сохранять находившиеся в России редкости, к примеру, по распоряжению Петра I была собрана большая коллекция предметов скифо-сарматского времени из Сибири. Указ 1722 г. о реставрации древних построек в волжском Болгаре стал началом истории охраны архитектурных памятников. Монарх был лично знаком со многими европейскими учеными, в частности, состоял в переписке с Г. В. Лейб- ницем, государя удостоили звания члена Парижской академии. В 1724 г. Петр по- ручил создать Академию наук, которой предстояло вести научные исследования в России. Реализовали этот замысел уже после смерти императора. Новшества в культуре и повседневной жизни. Петр I много сделал для того, чтобы уменьшить культурные различия между Россией и Европой в самых раз- ных областях. С 1700 г. традиционный счет лет (от Сотворения мира) заменили на принятую в европейских странах точку отсчета – рождение Христа. Год те- перь начинался не с 1 сентября, а с 1 января. Отказались от привычного раз-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy