000764
Глава 7 186 деления часов в сутках на дневные и ночные, для чего пришлось менять часо- вые циферблаты. Появилась первая российская газета «Ведомости». В приказах столпы (свитки) заменили на тетради. Чиновникам пришлось менять навыки делопроизводства. Задумывался государь и о переходе на латинский алфавит, в его окружении стало модным ставить подпись латиницей. Однако в итоге от этой идеи отказались – в ходе реформы алфавита 1708–1710 гг. на основе при- казного письма и удобного для прочтения латинского шрифта антиквы создали русский гражданский шрифт, которым печатались светские книги. Параллельно в обиход ввели арабские цифры вместо прежних, которые обозначались буквами старого алфавита. Не оставлял Петр вниманием и то, как подданные проводили свой досуг. Пре- жде всего это касалось знати. Царь вместе со своим окружением устраивал торжества на европейский манер, однако многие представители аристократических родов не спешили следовать его примеру. В 1718 г. появился указ о проведении «ассамблей» (прообразы будущих балов). Так Петр пытался создавать новые формы социально- го общения. Многие люди при посещении ассамблей сталкивались с трудностями. К примеру, сам государь научился танцевать еще в юности в Немецкой слободе, но большинство его сверстников тяжело осваивали «танцевальную науку». Для женщин из богатых семей проблемой становились открывавшие плечи праздничные платья. Ведь до введения царских указов даже появиться с непокры- той головой при посторонних считалось постыдным. Но, несмотря на все сложно- сти, именно петровские ассамблеи вывели русских женщин из теремного затворни- чества и стали первым шагом к обретению гендерного равноправия. Трудности преобразований в сфере культуры и быта. Задачу европеизировать рус- скую культуру Петр I ставил перед собой целенаправленно. Для него это было не только способом усвоения полезного опыта, но и важным политическим вопросом. Дело в том, что люди, недовольные проводимыми Петром преобразованиями, хотя и не могли в рамках закона противиться царской воле, но превращали отказ следо- вать иноземным обычаям в своеобразный политический манифест. Государь не же- лал терпеть подобные демонстрации, чем объясняется его бескомпромиссность, ка- залось бы, не в самых важных для страны культурных вопросах. Нововведения находили как сто- ронников, так и противников во всех слоях общества. Однако уровень воспри- имчивости к ним в разных социальных группах сильно отличался. Относитель- но легко навстречу царю шла знать, кото- рая еще в царствование Федора Алексее- вича переняла многие польские обычаи. Менять жизнь крестьян (большинство населения России) царь даже не пытал- Кунсткамера с обсерваторией в Санкт-Петербурге
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy