000764
Глава 7 188 стали отдавать писаным законам, что выходцы из социальных низов получили не- ограниченную возможность продвижения по служебной лестнице («Табель о ран- гах»), что интенсификация развития позволила увеличить доходы государства, расширить его территорию, повысить производительность труда, сделать первые шаги в индустриализации экономики, продолжить развитие всероссийского рынка и многократно увеличить масштабы международной торговли. Оппоненты указывают на нарушение естественного порядка в «гармонии» вла- сти и народа, навязывание чуждой идеологии и общественных институтов. По их мне- нию, материальные потери и человеческие жертвы периода реформ были напрасны. Дискуссии продолжаются и сейчас: новейшие исследования ставят под сомне- ние величину человеческих и финансовых потерь, приписывавшихся ранее действи- ям первого российского императора. Следует учитывать и тот факт, что многие заим- ствования осуществлялись не бездумно, а с учетом российских условий. 1. Каковы были причины и предпосылки петровских преобразований? Какой была роль самого монарха в проведении этих преобразований? 2. Расскажите о главных событиях борьбы России с Османской империей. Какими были результаты этой борьбы? 3. Охарактеризуйте важнейшие задачи, которые Петр I решал в ходе своей внешнеполитической деятельности. 4. Назовите главные сражения Северной войны. Чем закончилась эта война? Благодаря каким факторам России удалось одержать в ней победу? 5. Какие изменения произошли в положении дворянства и купечества? В чем заключалась суть указа о единонаследии? 6. Установите связь между политикой правительства и экономическим развитием страны. Какой новый мощный промышленный регион начал формироваться в России? 7. Расскажите о преобразованиях в системе государственного управления. Установите, какие органы управления ушли в прошлое и какие появились вместо них. 8. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте доклад о роли потешных полков в формировании регулярной российской армии. 9. Какие народные выступления произошли в период правления Петра I? Каковы были их причины и особенности? 10. Что было сделано для развития образования и науки в России? Какие из этих преобразований вы считаете наиболее важными? 11. Какие нововведения петровской эпохи не утратили своего значения и в наше время? 12. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение об одном из видных сподвижников Петра I. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy