000764

197 ГЛАВА 8. § 40. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» Понятие Просвещение в данном случае употребляется для обозначения це- лого мировоззрения, системы взглядов на существующий порядок, путей и прин- ципов его изменения. Средневековая эпоха уходила все дальше в прошлое, но еще сохранялись разные ее институты, отношения, те или иные черты, которые где-то воспринимались как пережитки феодализма, где-то еще представляли со- бой существенные устои политической и общественной жизни. Множество людей оставались лично несвободными, сохранялись отношения крепостного права или рабства, существовало неравноправие сословий, церковь пыталась сохранить свое влияние в сфере политики и культуры. Идеологи Просвещения, которых называют просветителями , выступили с резкой критикой этих явлений. Наибольшим авторитетом среди них пользовались французские мыслители Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, их совре- менники и единомышленники в странах Европы и Америки. Исправить положение они рассчитывали путем распространения идей свободы и равенства всех и каждого. В государстве они видели институт, в пользу которого свободные люди поступаются частью своих прав только для того, чтобы власти заботились об обеспечении прав и безопасности граждан. Основными средствами реализации этих идей они считали их активную пропаганду (т. е. просвеще- ние, что и объясняет название всего этого явления), а также издание на этой основе справедливых законов. Издание законов в большинстве стран было прерогативой монаршей власти, поэтому просветители мечтали о «философе на троне», т. е. мо- нархе, разделявшем идеалы Просвеще- ния. Целый ряд европейских правителей XVIII в. в той или иной степени воспри- нимали идеи просветителей, использо- вали их в своей политике. К их числу относятся прусский король Фридрих II, австрийская императрица Мария Тере- зия, ее сын император Иосиф II и другие. Просветители полагали, что для реализации их идей монархи должны иметь неограниченную власть, быть своего рода «деспотами». Поэтому они называли такое правление «просвещен- ным деспотизмом». В историографии начиная с XIX в. политический режим, в рамках которого монарх в той или иной мере осуществляет модернизацию в сфере государственного управления и социальной политики, регулирования Екатерина II и М. В. Ломоносов.   Художник И. Федоров

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy