000764

203 ГЛАВА 8. § 40. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» возникало оброчное хозяйство . Крестьяне не имели возможности получить доход со своей земли, которая была здесь малоплодородной, и должны были заработать день- ги для уплаты помещику путем неземледельческих промыслов. Это были промыслы в сфере ткачества, кузнечного дела, гончарного производства, обработки дерева, вы- делки кож и мехов и мн. др. Кроме того, крестьяне нанимались перевозить товары (извоз) или по разрешению помещика уходили в отхожий промысел (отходничество) на заработки на мануфактуры, где становились по сути наемными работниками. Некоторые крестьяне преуспевали в организации своего производства, расши- ряли его, привлекали в качестве наемных рабочих других крестьян. Эти крестьян- ские предприятия чаще всего были текстильными, причем их владельцы постепен- но перешли к производству шелковых и хлопчатобумажных материй на импортном сырье. Наибольшее распространение получил в этой среде выпуск набивных ситцев, которые пользовались большим спросом на внутреннем рынке. Так, на базе крестьян- ских промыслов формировались промышленные предприятия капиталистического типа, владельцами которых были крепостные крестьяне. Формально, конечно, они принадлежали помещику, как и сами «капиталисты». Но со временем эти крестьяне выкупались на волю. Таковы истоки целого ряда крупных предпринимательских ди- настий России XIX– начала XX в.: Морозовых, Рябушинских, Гарелиных, Зиминых и многих других, основателями которых были крестьяне екатерининской эпохи. Политика в области религии и церкви. Екатерина II, придя к власти, воздержа- лась от проведения в жизнь решения Петра III о секуляризации церковных земель. Но, завоевав доверие и поддержку со стороны руководства церкви, императрица объявила в 1764 г. о проведении этой реформы. Вряд ли она руководствовалась здесь антиклерикальными идеями Просвещения, скорее это было продолжение ли- нии многих ее предшественников по ограничению могущества церкви и подчине- нию ее государству и тем самым укреплению абсолютизма. Вотчины монастырей и епископских кафедр перешли под управление государства, принадлежавшие им крестьяне перешли в ведение государства. Многие небольшие монастыри были за- крыты. Но те, что остались, были разделены на три класса, в зависимости от их значения. Соответственно своему классу каждый монастырь получал определен- ное денежное содержание из казны. Тем самым обители могли продолжить свое существование, но зависимость церкви от государства, несомненно, усилилась. В целом при Екатерине II проводилась последовательная линия на укреп- ление межконфессионального и межнационального мира. Этому способствова- ли и определенные меры в отношении ислама. В Уфе в 1788 г. было образовано «Духовное собрание магометанского закона», которое стало центром религиозной жизни мусульман страны. Таким образом, многие из идей Просвещения Екатерина II стремилась ис- пользовать в практической деятельности по модернизации страны и отнюдь не только ради улучшения своего имиджа как просвещенной императрицы. Именно в духе Просвещения осуществлялись меры по освобождению дворянства от обяза- тельной службы, организации местного управления, повышению статуса купече-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy