000764
21 ГЛАВА 1. § 3. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ РОССИИ. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАМКИ рического материализма К. Маркса. Эта периодизация влияет и на современное историческое сознание, приходится и сейчас слышать об «эпохе феодализма», «пе- реходе к капитализму» и т. д. В современной исторической мысли предлагается немало различных подхо- дов. Например, большое распространение имеет периодизация, которая исходит из уровня развития общества, отсутствия или наличия изменений, на чем эти пере- мены основаны. Считается, что в течение веков в обществе доминировали исста- ри установленные традиции и правила, общественное устройство менялось мало, все постоянно возвращалось «на круги своя». В основе производства лежал труд крестьян и ремесленников, определяющее значение имела религия, в которой по- стулировались определенные жизненные установки, превратившиеся в догмы. Эта эпоха получила название традиционного общества. По мере развития индустрии происходили глубокие изменения в социальной сфере и повседневной жизни. На- чалась эпоха индустриального общества. Эта эпоха принесла новые социальные противоречия и проблемы, их преодоление происходит уже на новом этапе разви- тия, который обычно именуется постиндустриальным обществом. Применительно к истории культуры индустриальное общество в развитой его стадии рассматрива- ется как эпоха модерна , которую сменяет эпоха постмодерна . Наличие разнообразных подходов к периодизации осложняет задачу систе- матизации исторического материала, прежде всего, в учебных целях. Но в истори- ческом сознании издавна сложилось определенное общее представление об эпохах в истории человечества, которое используется так или иначе в разработке общих трудов, построении учебных курсов. Это хорошо известное всем по названиям еще школьных учебников разделение мировой истории на эпохи Древнего мира, Сред- них веков, Новой истории, Новейшей истории. Начало этой периодизации было положено еще в эпоху Возрождения, кото- рое понималось как начало новой эпохи, или Нового времени. Тогда происходило «возрождение» идеалов Древней Греции и Древнего Рима, время которых назвали античностью или Древним миром (antiquitas – по латыни древность). В дальней- шем эпоха Древнего мира включила цивилизации Древнего Востока (не только Междуречье, Египет, но и Китай и Индию), да и весь остальной мир, в значитель- ной степени находившийся еще на догосударственной стадии развития. Тысячелетний период между античностью и Новым временем получил на- именование Средних веков. Начало его обычно связывают с падением Западной Римской империи (476 г. н. э.), а завершение – началом Великих географических открытий в конце XV в. (например, открытием Америки Колумбом в 1492 г.), что привело к невиданной ранее глобализации всемирной истории. Средние века ча- сто связывались с регрессом и отсталостью, а слово «средневековый» употребля- лось в негативном смысле. Романтизм начала XIX в., напротив, реабилитировал Средневековье, а последующие поколения историков выработали более взвешен- ную оценку этой эпохи, опирающуюся на успехи научного знания, хотя нередко очень идеологизированную. Интерес к тем или иным сторонам истории и куль-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy