000764
Глава 9 210 издан указ «О вольных хлебопашцах» . Помещики получили возможность освобо- ждать своих крепостных за выкуп. При этом за крестьянином закреплялся земель- ный надел. Однако, вопреки ожиданиям императора, очень немногие землевла- дельцы воспользовались этим актом. Немало было сделано в сфере народного просвещения. В 1803–1804 гг. Рос- сию поделили на шесть учебных округов. В каждом из них был свой университет, который пользовался самой широкой автономией. Ректоры, деканы, профессора избирались университетским советом. Более того, у университетов был свой суд и даже полиция. Реформы М. М. Сперанского. В 1807–1812 гг. особым доверием императора поль- зовался М.М. Сперанский. Это был государственный деятель удивительной судьбы: сын сельского священника, дослужившийся до высших должностей. В 1807 г. он стал статс-секретарем Александра I. В 1808 г. был назначен товарищем (заместителем) министра юстиции. К 1809 г. Сперанский подготовил проект политической и право- вой реформы. Согласно его замыслу, в России должен был быть реализован принцип разделения властей. В этой связи следовало учредить законодательный орган вла- сти – Государственную думу . Она, в свою очередь, формировалась из представителей местных дум (волостных, областных, губернских), которые также планировалось создать. Исполнительную власть представляли бы министры, судебную – Сенат. Над всеми ними возвышалась державная власть императора, которому помогал бы законосовещательный орган – Государственный совет . Царь в своих руках объеди- нял и законодательную, и исполнительную, и судебную ветви власти. Проект Сперанского не был осуществлен. Из всего задуманного воплотилась в жизнь идея преобразования Государственного совета. Это учреждение функцио- нировало еще с 1801 г. В научной литературе его именуют Непременным советом. Этот орган власти был реформирован в 1810 г. Его канцелярию возглавил сам Сперанский, назначенный государственным секретарем. Он был неутомимым тру- жеником, предлагавшим новые идеи и проекты. В 1809 г. ввели экзамен на чины. Фактически устанавливался образовательный ценз при чинопроизводстве. Госу- дарственному служащему, рассчитывавшему на успешное продвижение по карьер- ной лестнице, следовало либо пройти курс обучения в университете, либо сдать экзамен в этом учебном заведении. В 1811 г. были уточнены функции министерств. В том же году начал работу Царскосельский лицей – учебное заведение, предназна- ченное для подготовки высших государственных служащих. Большая часть предложений Сперанского не была реализована. Даже немно- гие удававшиеся преобразования вызывали раздражение столичного общества. О Сперанском злословили, о нем распространялись самые нелепые слухи, которые доходили до императора. В марте 1812 г. Сперанский был уволен и сослан в Ниж- ний Новгород, а затем в Пермь. Вторая половина царствования. Эхо Отечественной войны 1812 г. и Загранич- ного похода русской армии отзывалось на внутренней политике последних десяти лет царствования Александра I. Он чувствовал себя «царем царей», освободите-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy