000764
225 ГЛАВА 9. § 48. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. го для большинства славянофилов. Они верили в возможность соборного един- ства русского народа, что заметно отли- чало его от атомизированных западно- европейских обществ. Это обусловило и особую роль самодержавия, которое, по мысли славянофилов, нельзя было свести к абсолютизму. Самодержец обе- спечивал не господство, а гармонию. Он не властитель, а отец, который представ- ляет не класс, не сословие, а весь народ и в первую очередь тех, кто в большей степени нуждается в царской опеке. При этом славянофилы критиковали политический режим Николая I. Они не считали его в полном смысле этого слова самодержавным. Еще при Петре Великом, по мыс- ли славянофилов, самодержавие было искажено. Оно приобрело черты запад- ноевропейского абсолютизма. Решение этой проблемы предусматривало поли- тические реформы. Славянофилы были несомненными сторонниками свободы слова и печати, учреждения органов местного самоуправления. Царская власть должна признавать права за «землей», фактически обществом. Более того, многие славянофилы (например, братья Аксаковы) полагали необходимым возрождение земского собора, который способствовал бы сближению царя и народа, упразднил бы «средостение» между ними в виде чиновничества. Другую точку зрения представляли западники (Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, С.М. Соловьев, И. С. Тургенев, Б.Н. Чичерин и другие). Они полагали, что Россия постепенно проходит те же этапы развития, что и Западная Европа. Это можно было бы сказать о любой другой стране мира. Западники верили не в западный, а в универсальный путь развития, при этом не отрицая возможной национальной специфики. Западничество возникло как реакция на славянофильство. Оно объ- единяло людей, очень разных по своим взглядам. Среди них были сторонники са- модержавия и конституции, республики и монархии. Однако было то, что объеди- няло их всех. Во-первых, как уже было отмечено, западники, в отличие от славя- нофилов, были убеждены, что есть общие законы исторического развития. Во-вто- рых, они полагали, что общая дорога ведет человечество к прогрессу, а не в тупик. В-третьих, западники исходили из секулярного понимания общественно-полити- ческого процесса. В этом они тоже существенно расходились со славянофилами, в центре учения которых была богословская составляющая. Ю.Ф. Самарин. Художник И.Н. Крамской
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy