000764

Глава 10 228 которым предстояло внести предложения о путях проведения преобразований. Для учета мнений губернских комитетов были созданы Редакционные комиссии под председательством Я.И. Ростовцева. В них работали Н. А. Милютин, Я. А. Соло- вьев, Ю.Ф. Самарин, В. А. Черкасский и др. Правда, комиссии рассмотрели пред- ложения местного дворянства лишь в малой степени. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест, отменявший крепостное право, а также «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зави- симости». Крестьянам даровалась личная свобода. Однако землю предстояло вы- купить. До того момента, как это произойдет, крестьянин продолжал нести свои повинности. Он находился в статусе временнообязанного . Размеры наделов опре- делялись в уставных грамотах, которые предстояло подписать по обоюдному со- гласию помещика и крестьянской общины. Этому способствовал мировой посред- ник – должностное лицо, представлявшее государство. Если крестьянский надел превышал норму, полагавшуюся в данной местности, то излишек возвращался помещику («отрезки» земли). В некоторых случаях (пре- имущественно в северных губерниях Европейской России) крестьянину даже при- резалась земля. Там, где земля была плодородной, преобладали отрезки. Законода- тельство предоставляло помещику право отдать крестьянину лишь четверть надела, однако на безвозмездной основе (речь идет о так называемых «дарственниках»). Часть выкупа за землю платил сам крестьянин. Но большую часть (80%) – го- сударство. Речь шла о займе, который предстояло вернуть с 6% годовых. Фактиче- ски появился новый налог, который ложился тяжелым бременем на крестьянина. Выкупная операция должна была завершиться через 49 лет. В ходе преобразований крестьянский надел заметно сократился (приблизи- тельно на треть). Собственником земли крестьянин так и не стал. Наделами распо- ряжалась община, а сам земледелец не мог ни продать, ни заложить, ни сдать землю в аренду. Он даже не мог отказаться от нее без санкции общины. Это означало, что крестьянин фактически прикреплялся к земле. Правительство стремилось сделать все возможное, чтобы крестьянин оста- вался земледельцем. Оно опасалось пролетаризации большинства населения стра- ны. В этом виделась серьезная политическая опасность. По мнению государствен- ных деятелей того времени, рост численности рабочих грозил будущими револю- ционными потрясениями. Крестьяне пострадали в результате реформы, но и помещики в большинстве своем ничего не выгадали. Значительная их часть разорилась. Трудно было эко- номически выжить в качественно новых обстоятельствах. Чаще всего помещики не были готовы к ведению хозяйства при отсутствии дарового труда крепостных. Помощь государства не могла компенсировать огромные издержки от реформы. Проведение столь значимых преобразований обозначало коренные измене- ния в жизни страны. Крепостное право длительное время представляло собой один из ключевых социальных институтов в России. Теперь его не стало. Это создало условия для проведения целого цикла последующих преобразований, которые за- метно меняли различные сферы жизни общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy