000764

241 ГЛАВА 10. § 53. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Народничество. В основе народнической мысли лежала теория русского  социализма А. И. Герцена. Он исходил из того, что общинный уклад давал Рос- сии шанс воплотить свою версию социализма, минуя капиталистический уклад, пагубный вообще, а в деревне – в особенности. По мысли Герцена, владение частной собственностью коверкало природу человека, утрачивавшего подлин- ную свободу. Эту концепцию пытались воплотить в жизнь многие представители ради- кальной общественности. В 1861 г. возникла организация «Земля и воля» , в ее рас- поряжении была типография, печатавшая антиправительственные прокламации. Члены «Земли и воли», возмущенные правительственной политикой в области крестьянского вопроса, надеялись на скорое народное восстание. В 1864 г. многие из них были арестованы, сама же «Земля и воля» распалась. В 1862 г. было приостановлено издание «Современника». Чернышевского отправили на каторгу: он был осужден за написание прокламации, призывавшей крестьян к восстанию. Репрессивная политика государства ужесточилась после не- удачного покушения на Александра II в 1866 г. Стрелявший в императора Д. В. Ка- ракозов был казнен, а члены кружка, в котором он состоял, арестованы и отправ- лены на каторгу. Несмотря на жесткие правительственные меры, революционные организа- ции возникали и впредь. В 1869 г. в Москве была образована «Народная расправа», во главе ее стоял С. Г. Нечаев. Эта организация прославилась отнюдь не на ниве ре- волюционной деятельности. По приказу Нечаева был убит один из ее членов – сту- дент И.И. Иванов – его обвинили в нарушении дисциплины. Преступление рас- крыли, виновных арестовали. Нечаеву удалось бежать за границу, однако он был выдан России. За нечаевским процессом внимательно следил Ф.М. Достоевский. Наблюдения, впечатления писателя легли в основу романа «Бесы». У народничества складывалась своя теория. В центре нее – взаимодействие и конфликт трех элементов: государственной власти, интеллигенции и народа. Власть выступала чужеродной силой, враждебной народу. Сам народ – это «вели- кий немой», который не всегда может объяснить причину своих страданий. Ему только и оставалось, что надеяться на образованное меньшинство. П. Л. Лавров, М. А. Бакунин и П.Н. Ткачев представляли три основных направления народни- чества. По мысли Лаврова, первый шаг к революции должна была сделать интел- лигенция, которая тем самым оплатила бы свой долг народу. Прежде всего, ей сле- довало объяснить крестьянству причину его невзгод: они крылась в общественном и государственном строе России. «Распропагандированному» народу оставалось бы только смести паразитирующий режим. Бакунин был теоретиком анархизма . Он не признавал государство и считал, что большинство населения России вполне разделяет эту точку зрения. Согласно Бакунину, иначе и быть не могло. Русский народ по духу своему – анархист, кото- рый только и ждет случая, чтобы низвергнуть государственную власть. Периодиче- ски крестьянство выступало против правительства, самые яркие примеры – бунты Разина и Пугачева. Эти восстания, не получив общероссийской поддержки, были

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy