000764
Глава 12 268 подавание велось на латыни, желавших учиться не хватало. Проблему решили за счет того, что перевели выучивших латынь юношей из духовных учебных заведе- ний. Будущих же студентов готовили при университете во вновь открытой гимна- зии. Позднее Екатерина II указала читать университетские лекции на русском язы- ке. Это оказалось возможным благодаря тому, что к 1760‑м годам в России выросло достаточное число ученых, для которых русский язык являлся родным. Новый шаг к развитию научной и образовательной инфраструктуры сделан при императоре Александре I. В промежутке между 1802 и 1804 гг. открылись Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский университеты и Петербургский педагогический институт, позднее преобразованный в университет. Первым учебным заведением, да- ющим высшее инженерное образование, стало Главное инженерное училище, создан- ное в 1810 г. Годы правления Николая I стали временем существенного расширения сети технических учебных заведений. В период реформ Александра II доступ к выс- шему образованию стали получать женщины. Однако ограничения для них сохра- нялись вплоть до 1917 г. Это заставляло многих девушек отправляться на учебу за границу. Несмотря на эти недостатки, к началу XX в. в России сложилась развитая система высшего образования. Вузы страны ежегодно выпускали тысячи специали- стов, составлявших прочную базу для развития российской науки. Открытия российских ученых. Научные изыскания начали проводиться в России еще до создания Академии наук. В первую очередь они были связаны с изучением собственной страны. Изначально географические исследования и картографирова- ние производились в военных целях. Ситуация начала меняться после того, как 24 де- кабря 1724 г. Петр I подписал указ об организации Первой Камчатской экспедиции под командованием В. Беринга. Она выступила в качестве пролога к Великой Север- ной (Второй Камчатской) экспедиции (1733–1743), в ходе которой проводились ком- плексные исследования Сибири, берегов Северной Америки и Японии. В рамках этого проекта научными изысканиями занимались семь отрядов, имевших раз- ное подчинение. На примере работы Великой Северной экс- педиции можно проследить процесс появления в российской науке национальных кадров. Одним из членов академического отряда стал С.П. Краше- нинников – сын солдата. В звании студента он и от- правился в путешествие вместе с членами академии. На основании собственных данных Крашенинников написал монографию «Описание Земли Камчатки», которую позднее перевели на английский, француз- ский, немецкий и голландский языки. Со временем зона географических открытий российских ученых охватила весь мир. В 1820 г. экспедиция под руко- водством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева от- крыла новый континент – Антарктиду. «Описание земли Камчатки» С.П. Крашенинникова
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy