000764

269 ГЛАВА 12. § 60. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ Приглашение в Академию наук в год ее основания французского астронома Ж. Делиля, организовавшего академическую обсерваторию, дало толчок к разви- тию астрономии. Уже к началу XIX в. российская Академия смогла стать органи- затором крупнейшего для того времени международного проекта. В период между 1816 и 1855 гг. на территорииШвеции и России создали протянувшуюся на 2820 км линию из 265 триангуляционных пунктов, позволившую установить точную фор- му Земли. Позднее ее назвали Дугой Струве, по имени директора Пулковской об- серватории В. Я. Струве. Сделанные измерения сохраняли свое значение до начала эры космических полетов. Если XVIII век был для русской науки временем ученичества, то в XIX столе- тии российские ученые уже зачастую оказывались в первых рядах мировой науки. Приведем лишь основные примеры. Еще в 1820–1840‑х годах профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский написал работы по неевклидовой геометрии, кото- рые изменили представления о пространстве. Из-за революционного характера тру- дов Лобачевского его называют Коперником геометрии. В  1869 г. химик Д.И. Мен- делеев создал новую классификацию химических элементов, широко известную как таблица Менделеева . Это открытие определило дальнейшее развитие естествозна- ния. Выдающимися достижениями являлись экспериментальное обнаружение све- тового давления П.Н. Лебедевым и исследования фотосинтеза К.А. Тимирязевым. Вскоре после учреждения Нобелевской премии в числе ее лауреатов оказались рус- ские ученые. В 1904 г. награды удостоен И.П. Павлов за работы по физиологии пи- щеварения, а в 1908 г. И.И. Мечников за труды по иммунитету. Начальное и среднее образование. Начатая в годы правления Петра I работа по формированию научной и образовательной инфраструктуры дала свои пло- ды. Однако долгое время система общего светского образования в стране отсут- ствовала. Особенно плохо обстояло дело с обучением девочек. Ситуация начала меняться лишь при Екатерине II. В 1764 г. в Санкт-Петербурге открылся инсти- тут благородных девиц (Смольный институт) – первое в России женское среднее учебно-воспитательное заведение. В 1786 г. императрица утвердила Устав народ- ных училищ, в соответствии с которым в крупных городах открывались главные четырехклассные училища, а в небольших уездных – двухклассные малые народ- ные училища. В них могли учиться не только мальчики, но и девочки. Реальное открытие таких училищ затянулось на многие годы, поскольку для них не хватало средств и преподавательских кадров. Александр I, проведя университетскую ре- форму, дополнил ее указом 1804 г. о создании гимназий в каждом губернском го- роде. С началом реформ Александра II постепенно стала расти сеть женских гим- назий. Вплоть до 1918 г. гимназии оставались основным типом учебных заведений, готовивших молодежь к поступлению в университет. Так была выстроена система, которая позволяла пройти полный цикл образования вплоть до высшего. Новый толчок к развитию образования дали реформы Александра II. В усло- виях острой нехватки специалистов для промышленности и коммерции в 1864 г. создали новый тип среднего учебного заведения – реальные гимназии (с 1872 г. реальные училища). В них сократили гуманитарные предметы, добавили приклад-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy