000764

Глава 12 270 ные дисциплины, к примеру, механику. Выпускники реальных училищ имели воз- можность продолжить обучение в специальных вузах, но не в университетах. Вышедшие после 1861 г. из-под опеки помещиков крестьяне могли эффек- тивно вести экономическую деятельность и отстаивать полученные по закону права только при условии овладения грамотой. Поэтому в ходе земской реформы по всей стране создавались земские начальные школы. Но предпринятых усилий было явно не достаточно. К концу XIX в. грамотой в стране владели лишь 29,3% мужчин и 13,1% женщин. Государство, создавшее передовую науку, не смогло обе- спечить доступ к начальному образованию даже для трети населения. Это стало одной из причин обострения напряженности, вылившейся в острый социальный кризис первых десятилетий XX в. Архитектура и живопись Эпоха барокко и классицизма. Правление Петра I ускорило перемены в русской архитектуре и живописи. Широко распространился стиль петровского барокко , основные памятники которого находятся в Санкт-Петербурге. Ярким образцом нового зодчества является возведенный Д. Трезини в 1712–1733 гг. Петропавлов- ский собор, колокольня которого более чем на два столетия стала самым высоким §  61 Учительницы земских школ. Пермская губерния. 1905 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy