000764

271 ГЛАВА 12. § 61. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ зданием города. Из сохранившихся до нашего времени гражданских постро- ек вкусы Петра I лучше всего отражает строгая симметрия его Летнего дворца, спроектированного Трезини. Архитек- тура северной столицы отличалась не только стилевыми новшествами. При строительстве города впервые система- тически применялись планы и чертежи, а строительные работы регламентирова- лись законодательно. Тяга к роскоши, распространивша- яся среди русской знати в эпоху импера- трицы Елизаветы Петровны, привела к тому, что в 1740‑х годах строгое петровское барокко сменяется пышным елизаветинским барокко . Символом этого направле- ния можно назвать творения архитектора В. В. Растрелли, в первую очередь Зим- ний дворец (1754–1762). Восшествие на престол Екатерины II вновь знаменовалось появлением но- вых архитектурных стилей. Наибольшее распространение получил классицизм , для которого свойственно строгое использование ордеров классической античности, отказ от вычурных барочных украшений. В Петербурге наибольший вклад в разви- тие этого стиля внесли прибывшие из-за рубежа Ж.-Б. Валлен-Деламот, Дж. Ква- ренги, в Москве русские мастера В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. Характерным явлением стала также неоготика, она появляется под влиянием романтизма, для которого свойственно обращение к рыцарскому прошлому. В этом стиле Баженов создал дворцово-парковый ансамбль в Царицыно. Так в русской архитектуре начал развиваться историзм – направление, основанное на интересе к стилям прошлого. Архитектура XIX – начала XX в. Уже Баженов понимал под готикой не только постройки европейского Средневековья, но и русскую старину. Позднее архи- текторы нередко искали вдохновения в памятниках древности. К. А. Тон, один из наиболее востребованных зодчих царствования Николая I, используя эле- менты классицизма, а также образы древнерусского и византийского зодчества, создал русско-византийский стиль , в котором возведен храм Христа Спасите- ля (1837–1883) в Москве. Позднее В. И. Шервуд при создании Историческо- го музея (1875–1883) искал вдохновение в «русском узорочье» декора зданий XVII столетия. Рубеж XIX и XX вв. стал временем проникновения в русскую архитекту- ру новых стилей – модерна и элементов конструктивизма , характерных и для мировой архитектуры. В число лучших памятников модерна входят работы Ф. О. Шехтеля, например, московский особняк С. П. Рябушинского (1900– 1903). Русский модерн, как и европейский, характеризует использование мо- тивов, заимствованных из растительной жизни: плавные, закругленные линии, Зимний дворец. Почтовая открытка. Начало ХХ в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy