000764

273 ГЛАВА 12. § 61. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ Большое внимание уделялось копированию образцов и работе с натурой. Сю- жетами для картин на академических конкурсах чаще всего становились возвы- шенные трагические и героические моменты из античной истории и мифологии, а также из Библии. Постепенно русская живопись достигла мирового уровня. Так, работа одного из лучших представителей академического направления живописи К.П. Брюлло- ва «Последний день Помпеи» была восторженно принята не только в России, но и в Италии, а также получила первую премию на парижском Салоне 1834 г. Успех Брюллову обеспечило мастерское владение классической живописью. Кроме того, он сумел отразить личные переживания обычных людей, что свойственно уже дру- гому популярному стилю – романтизму. В ответ на рост художественных запросов русского общества Николай I в 1852 г. распорядился открыть для свободного по- сещения Эрмитаж. Новые направления в живописи. Всколыхнувшие общество реформы Алексан- дра II создали запрос на новый стиль – реализм . В 1863 г. допущенные до конкур- са на большую золотую медаль выпускники Академии художеств выдвинули ру- ководству требование заменить конкурсную тему «Пир бога Одина в Валгалле» на свободную. После отказа они демонстративно покинули Академию и создали первую в России независимую организацию «Петербургская артель художни- ков». Позднее, в  1870 г. , она превратилась в «Товарищество передвижных художе- ственных выставок», участники которо- го стремились показать окружающую жизнь во всем ее разнообразии. На вы- ставках передвижников выставлялись картины И. Е. Репина («Крестный ход в Курской губернии»), В.И. Сурикова («Боярыня Морозова»), И.Н. Крам- ского («Неизвестная»), А. К. Саврасова («Грачи прилетели») и многих других художников. Художественная жизнь стала общественным явлением. Стара- ниями промышленников Третьяковых в Москве открылся первый музей рус- ской живописи. Началась эпоха собира- ния древнерусской иконы. Была осозна- на ее художественная ценность. Позд- нее (в 1898 г.) открылся Русский музей в Петербурге. К началу 1890‑х годов в развитии изобразительного искусства наметился новый поворот. Живопись этого вре- мени зачастую связывают с понятием Грачи прилетели. Художник А. К. Саврасов

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy