000764

Глава 12 274 «модерн», но не столько для обозначения каких‑то особенностей, сколько в свя- зи с взрывным ростом многообразия художественных идей и направлений. Вме- сто реализма, стремления исправить общество на первый план вышел интерес к человеку-творцу, его эмоциям, внутреннему миру. Тесно связанные с направлением символизма художники создавали произ- ведения, немыслимые еще в недавнем прошлом. Современники были потрясены полотнами М. А. Врубеля («Демон сидящий», «Богатырь»). Небывалое психо- логическое воздействие оказывали «пейзажи настроения» И. И. Левитана. Его картину «Над вечным покоем» Л. Н. Толстой называл «молитвой немой души». Необычайным проникновением в сущность личности портретируемого отлича- лись работы В. А. Серова. Ради достижения требуемой выразительности худож- ник порой оказывался на границе гротеска и эпатажа (портрет княгини Орловой, портрет Иды Рубинштейн). Мысль о том, что в искусстве главную роль играет эстетическое начало, а не его социальная функция, выступила основой для художественного объединения «Мир искусства», основанного художником А.Н. Бенуа и театральным деятелем С.П. Дягилевым. Оно включило широчайший круг участников – от изысканного стилиста К. А. Сомова до автора глубоко религиозных полотен М. В. Нестерова. Русское художественное творчество в конце XIX – начале XX в. развивалось в русле мировых тенденций. В России искусство эпохи модерна ответило на за- просы времени творениями художников, работавших в стиле импрессионизма, символизма, постимпрессионизма. Более того, в начале XX в. Россия превратилась в один из ведущих центров мировой живописи. Здесь родились многие течения авангарда . Некоторые из них оказались новым словом в мировом искусстве и ори- ентиром для молодых авторов. К числу таких прорывов можно отнести творчество Н. С. Гончаровой, В. В. Кандинского, К. С. Малевича. Русский язык и литература Формирование современного русского языка. Новое время стало эпохой форми- рования русского литературного языка. К началу правления Петра Великого язы- ком книжной культуры оставался церковнославянский. Он серьезно отличался от разговорного языка. Существовал также особый «приказной» язык, который дьяки и подьячие выработали в московских приказах для практических нужд. Царь тре- бовал отказаться от использования церковнославянского языка в светских сочине- ниях, однако его пожелания были реализованы в основном в печатных изданиях, выходивших под личным наблюдением монарха. В тот же период вместе с новы- ми понятиями в русский язык входило большое число иноземных слов. Для того чтобы на этой многообразной основе сформировать национальный литературный язык, потребовались большие усилия и много времени. Предстояло зафиксировать грамматические правила русского языка. Важ- ным шагом в этом направлении стала «Российская грамматика» М. В. Ломоно- §  62

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy