000764
Глава 12 276 и Ломоносов адаптировали для рус- ской литературы привычную сегодня силлабо‑тоническую систему стихосло- жения, в которой ритм определяет чере- дование ударных и безударных слогов. Во второй половине XVIII столе- тия литературная жизнь активизирова- лась. Появилось большое число частных журналов развлекательного характера. В 1783 г. императрица Екатерина II изда- ла указ «О вольных типографиях», раз- решивший открывать печатни частным лицам. Это привело к взрывному росту книгоиздательства. На время правления Екатерины II приходится расцвет твор- чества Г. Р. Державина и Д.И. Фонви- зина, лучших представителей русского классицизма , господствовавшего в ли- тературе XVIII – начала XIX столетия. Державин прославился своими поэти- ческими произведениями. Он считал, что предназначение поэта заключает- ся в прославлении великих поступков и порицании дурных. Среди объектов прославления – просветительская деятель- ность государыни. Фонвизин нашел свое литературное предназначение в комедии. Лучшее из его произведений, «Недоросль», высмеивало человеческие пороки. Пафосная прямота классицизма, нацеленного на исправление общества, удов- летворяла далеко не всех любителей литературы. Уже в первой половине XVIII в. на русский язык переводятся тексты в стиле модного в Европе сентиментализма . В 1792 г. публикуется сентиментальная повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Простое по сюжету сочинение о гибели соблазненной и брошенной бедной девуш- ки прочно вошло в круг дамского чтения. Популярность повести предопределил не только ее сюжет, но и легкий язык Карамзина, вызывавший раздражение у сторон- ников литературного классицизма. Вокруг языковых новаций Карамзина развер- нулась нешуточная борьба. Литература Золотого и Серебряного века. То, что к концу XVIII в. литературная де- ятельность оказалась в центре общественного внимания, стало предпосылкой для Зо- лотого века русской литературы, к которому относят творчество писателей XIX сто- летия. С точки зрения стиля в их творчестве преобладали романтизм и реализм , ко- торые зачастую причудливо переплетались между собой. Первым из плеяды творцов Золотого века является А.С. Пушкин. Ему принадлежит слава создателя современ- ного русского языка. Об огромном внимании современников к творчеству Пушкина говорит тот факт, что император Николай I взял на себя роль личного цензора поэта. Н.М. Карамзин
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy