000764
Глава 12 278 личных библиотек, общий книжный фонд которых составил 46 млн экземпляров. Стали появляться издательства, ориентированные на массового читателя. Среди их хозяев наиболее широкую известность приобрел А. С. Суворин. В 1872 г. он вы- пустил справочное издание «Русский календарь», а затем в течение четырех деся- тилетий создал предприятие, издававшее газеты, журналы, книги, включавшее ти- пографию, бумажную фабрику, отделения в разных городах страны, сеть книжных киосков на железнодорожных вокзалах и т. д. В целом, в период Нового времени русская литература совершила гигантский скачок в своем развитии. Однако, несмотря на достигнутые успехи, для неграмот- ного большинства подданных Российской империи великая русская литература если и существовала, то только в форме устных пересказов. Музыка и театр Театральная жизнь в первой половине XVIII в. Для истории русской музыки и те- атра правление Петра Великого стало эпохой принципиальных перемен. Дело не только и даже не столько в том, что в Россию были приглашены иноземные музы- канты и артисты, – их принимали при царском дворе уже больше столетия. Глав- ное новшество состояло в принципиальном изменении отношения к этим видам искусств. Если в XVII в. даже глядеть на такие потехи считалось грехом, то за годы петровских реформ светская музыка и театральные действа из сомнительного с ре- лигиозной точки зрения маргинального явления превратились в значимый элемент культуры. Церковь также приняла их – театральные постановки вошли в практику духовных учебных заведений. Петр I любил иноземные «потехи». Познакомился с ними он в начале 1690‑х годов в Немецкой слободе. Глубокое погружение государя и его сподвижников в музыкально-театральную жизнь Европы состоялось в период Великого посоль- ства, после чего начался поиск актеров, которые согласились бы выступать в Мо- скве. В 1702 г. российские власти заключили договор со странствующей театраль- ной труппой И. Кунста. Для нее на Красной площади выстроили специальный те- атр, который просуществовал до 1706 г. В 1707 г. для сестрыПетра I царевныНатальи Алексеевны в подмосковном селе Преображенском открыли придворный театр. Его репертуар был крайне пестрым – от спектаклей времен Алексея Михайловича до произведений авторов Нового вре- мени, например Мольера. В 1711 г. придворный театр перевели в Петербург. Опера стала быстро развиваться при Анне Иоанновне, любившей этот вид искусства. Для нее исполнителей в основном приглашали из-за рубежа. К примеру, в 1735 г. в Россию приехала итальянская оперная труппа композитора Ф. Арайя. Крепостной театр. На середину XVIII – начало XIX в. приходится расцвет крепостного театра. Мода подталкивала помещиков к созданию трупп из сво- их крепостных. Уникальный театр в 1760‑х годах создал в своей подмосковной § 63
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy