000764
279 ГЛАВА 12. § 63. МУЗЫКА И ТЕАТР усадьбе Кусково один из богатейших вельмож того времени граф П. Б. Ше- реметев, его дело продолжил сын Н. П. Шереметев, при котором театр перевели в Останкино. Младший Ше- реметев был глубоко погружен в те- атральную жизнь и даже женился на одной из лучших своих крепостных ак- трис – П. И. Жемчуговой. Поскольку крупные землевладель- цы имели возможность выбирать талант- ливых детей, обучать их, тратить боль- шие средства на постановку спектак- лей, они зачастую добивались высокого качества постановок. Однако, несмотря на вклад в русскую культуру, крепост- ной театр оставался крайне уродливым явлением – отобранных в артисты кре- стьянских детей воспитывали в рамках утонченной высокой культуры, но при этом оставляли «крещенным имуществом». Трагическая судьба актеров крепост- ного театра отражена в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник». Императорские театры. Толчком к началу нового этапа в формировании нацио- нальной театральной культуры стала деятельность ярославского купца Ф.Г. Волко- ва. Получив капитал в наследство, он предпочел предпринимательской деятельности актерские представления, собрал вокруг себя группу энтузиастов, которая давала публичные представления в большом каменном амбаре. Позднее возвели отдельное здание театра. Об этом узнала императрица Елизавета Петровна, и в 1752 г. Волко- ва и его труппу пригласили в столицу. Здесь они сыграли несколько произведений одного из крупнейших русских драматургов эпохи классицизма А.П. Сумарокова. В 1756 г. последовал указ императрицы об открытии «Русского для представления трагедий и комедий театра», ныне известного как Александринский театр . Его дирек- тором стал Сумароков. Так началась история русских Императорских театров. При Екатерине II появились Большой театр в Петербурге и московский Большой театр . В 1824 г. драматические спектакли московского театра перенесли в специальное здание. Позднее, когда в 1825 г. открыли новое здание Большого теа- тра, драматический театр стали называть Малым. В 1820–1830‑х годах создавались пьесы, вошедшие в золотой фонд русской культуры. Это комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), трагедия Пушкина «Борис Годунов» (1824–1830), комедия Гоголя «Ревизор» (1835). К сожалению, в данный период развитию национального театра сильно вредила неоправданно жесткая цензура. Так, «Горе от ума» на профес- сиональную сцену попало лишь в 1831 г. «Ревизор» увидел сцену вскоре после созда- П.И. Жемчугова. Художник Н.И. Аргунов
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy