000764
ГЛАВА 14. 1920‑е ГОДЫ: НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Внутреннее и международное положение Советской России по окончании Гражданской войны Положение дел в промышленности и на транспорте. После завершения Граждан- ской войны перед Советской Россией встала задача преодоления послевоенной разрухи и построения нового общества, основанного на идеях социализма. Преж- ние рецепты и методики, разработанные революционерами-марксистами в годы дореволюционной эмиграции, оказались слабо применимы на практике. Контуры новой политики пришлось разрабатывать экстренно, эмпирически нащупывая вер- ные решения. Как уже знаем, победа большевиков в Гражданской войне не в последнюю очередь была обусловлена проведением политики «военного коммунизма». Одна- ко, выполняя свою главную задачу по обеспечению выполнения оборонного заказа, остальную промышленность «военный коммунизм» обрекал на медленное умира- ние. Заводы и фабрики, не связанные с выпуском военной продукции, снабжались сырьем и топливом по остаточному принципу, персонал таких предприятий обе- спечивался продовольственными карточками в последнюю очередь. Множество промышленных предприятий пришлось закрыть, их рабочие разбредались по се- лам и деревням в поисках пропитания. Резко упала добыча важнейших полезных ископаемых. Начиная с 1919 г. советская промышленность выживала в условиях непрерывного топливного кризиса. Если поставки угля из подмо- сковного бассейна в минимальных объе- мах еще шли, то поставки нефти прекра- тились. Решить топливную проблему не удавалось вплоть до 1921 г. На X съезде РКП(б) в марте 1921 г. В.И. Ленин при- знавал топливный кризис самым важ- ным экономическим вопросом, стояв- шим перед советским руководством. Катастрофическая ситуация сло- жилась на транспорте, средняя ско- рость эшелонов к концу 1919 г. упала до 5–5,5 км/ч. Железные дороги были пе- реведены на дровяное топливо. В 1920 г. положение дел продолжало ухудшаться. В начале января 1921 г. Наркомат путей §§ § 69 Посадка на поезд
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy