000764

31 ГЛАВА 2. § 5. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ДРЕВНОСТИ тельство ирригационных систем было условием ведения сельского хозяйства в этих областях, их организация потребовала появления административных должностей. Это поспособствовало политическому оформлению древнейших цивилизаций. Киммерийцы, скифы, сарматы. В конце бронзового века и в раннем железном веке (конец II–I тыс. до н. э.) на территории южной России жили кочевые племена, которые условно называют киммерийцами. О них сообщали Гомер и «отец исто- рии» древнегреческий ученый V в. до н. э. Геродот. Самыми знаменитыми кочевниками стали сменившие киммерийцев ски- фы. Это был ираноязычный народ. Он обитал на территории от Причерноморья и Среднего Днепра до Алтайских гор в Сибири и среднеазиатских степей. По све- дениям Геродота, большинство скифов занимались кочевым скотоводством, но в районе Днепра жили скифы-пахари. Советский историк Б. А. Рыбаков предполо- жил, что скифы-пахари на самом деле являлись предками славян, но большинство ученых не поддержало эту гипотезу. В VI в. до н. э. скифы создали свое государство. Один из скифских горо- дов находился в Крыму на месте современного Симферополя. Во II в. до н. э. на его месте царь Скилур возвел новую крепость Неаполь Скифский. Он и стал столицей позднескифского царства, существовавшего в III в. до н. э. – III в. н. э. Об этом царстве писал в своей «Географии» древнегреческий ученый Страбон (64 до н. э. – 23 н. э.). Это было рабовладельческое государство. Власть наследственного царя здесь обожествлялась, но была ограничена советом знати и народным собранием. Боль- шое влияние в Скифском царстве имели военные вожди, жрецы и воины. От скифской эпохи до нас дошло множество предметов (ваз, оружия, ювелир- ных украшений), найденных при раскопках древних захоронений – курганов. Цар- ские курганы достигали в высоту до 20 м. Царей и знать хоронили с оружием, дра- гоценностями, с ними же были погребены убитые наложницы, слуги-рабы и кони. Близкая скифской Пазырыкская культура, известная в основном своими по- гребениями, сформировалась в VI–III вв. до н. э. на Алтае. В силу климатических особенностей этого региона хорошо сохранились органические материалы: так, в Пазырыкском погребении был найден самый старый из сохранившихся ворсо- вых ковров. Известны также мумии захороненных представителей знати, самая знаменитая из них – найденная в 1993 г. «Алтайская принцесса» («принцесса Уко- ка»). Изделия, близкие скифским, найдены и в рамках Тагарской культуры (бас- сейн Среднего Енисея и частично Обь-Енисейское междуречье, VIII/VII–III вв. до н. э.). Ее создатели были не только кочевыми скотоводами, но и оседлыми зем- ледельцами, пользовавшимися бронзовыми сельскохозяйственными инструмента- ми. На рубеже эр на смену Тагарской культуре приходит Таштыкская (до V в. н. э.), корни которой прослеживаются в этногенезе современных хакасов. Могущество скифов было подорвано приходом с востока, из-за Дона, род- ственных им сарматских племен. Геродот называл их савроматами. С III в. до н. э. началась эпоха скифо-сарматских войн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy