000764
Глава 14 316 госучреждений, которым теперь грозило сокращение. К тому же выдвиженцы из рабочих, сделавшие в годы Гражданской войны карьеру в рядах РККА, в ходе де- мобилизации (в 1920–1923 гг. армия со- кратилась с 5,5 млн до 600 тыс. человек) не стремились вернуться обратно на завод, надеясь остаться «человеком при должности». Таким образом, возникала конкуренция среди служащих. Обога- щение нэпманов, рост имущественного расслоения – все это обостряло напря- женность в обществе. Хотя положение рабочих улуч- шилось, но далеко не все из них были довольны своей жизнью. Хозрасчетные тресты стремились сократить числен- ность персонала – в стране вновь, как в дореволюционные годы, появилась безработица . Нэпманы, сколотившие состо- яние в новых условиях, понимали зыбкость и ненадежность своего положения – советское руководство позволяло им существовать, но только до поры. Государ- ственная политика по отношению к нэпманам колебалась пусть от временного, но признания до периодических гонений. Кроме того, значительная часть населения СССР была политически ущемле- на. Бывшие предприниматели, служащие полиции и священники оказались лише- ны избирательных прав (за что их полуофициально называли лишенцами). Кре- стьяне по Конституции СССР 1924 г. при выборах в советские органы власти были не равны с рабочими. Таким образом, достаточно широкие слои населения были недовольны НЭПом по тем или иным причинам. Это сыграло свою роль в конце 1920‑х годов при отказе от НЭПа. Идеология. Государство и церковь. В период НЭПа советское руковод- ство отошло от практики красного террора, но курс на жесточайшее подавле- ние всякой реальной или потенциальной политической оппозиции сохранялся. Все небольшевистские организации были поставлены вне закона. Меньшеви- ков, эсеров, анархистов массово репрессировали. Некоторых «неблагонадеж- ных» высылали из страны. В частности, в 1922 г. из Советской России было выслано за границу свыше 200 оппозиционно настроенных представителей интеллигенции. Сильный удар обрушился на священнослужителей. Так как влияние церкви оставалось значительным, советское руководство рассматривало священников едва ли не как главных противников в идеологической сфере. В ходе борьбы с голодом в 1922 г. Совнарком санкционировал массовое изъятие церковных ценностей, мо- Обертка от карамели «Нэпман»
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy