000764

333 ГЛАВА 15. § 78. НОВЫЙ ОБЛИК СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В свое время в борьбе за «ленинское наследие» Сталин победил, используя в аппаратных войнах номенклатурный принцип назначений. В дальнейшем этот принцип начал менять саму сущность и общественную роль партии. Именно в пар- тийных инстанциях назначали на важнейшие посты, принимали главные решения и следили за их выполнением. Партия превращалась в особую ветвь государствен- ной власти, которая со временем стала доминирующей. А советские органы, в свою очередь, трансформировались в политическую бутафорию, призванную утвер- ждать и легитимизировать уже принятые партийными структурами решения. Это был длительный процесс, который начался в 1920‑х и завершился в 1930‑х годах. Такое положение дел стало нормой для советского государства вплоть до второй половины 1980‑х годов. Одновременно шел процесс стягивания реальных властных полномочий в единый центр. Сначала дискуссии сместились с заседаний советских органов в органы партийные. В дальнейшем началось стягивание власти от партийных съездов к ЦК и Политбюро ЦК партии. Если в 1920‑х годах съезды представляли собой арену бурных дебатов, на которые Сталин и его сторонники влияли, но к ре- зультатам которых они были вынуждены прислушиваться, то с начала 1930‑х го- дов на съездах царило полное единодушие. Делегаты практически единогласно го- лосовали за предлагавшиеся им резолюции. Таким образом, и партийные съезды трансформировались в политическую бутафорию. Важнейшие решения принима- лись во все более узком кругу высших партийных функционеров – сначала ЦК це- ликом, затем только Политбюро ЦК. К концу 1930‑х годов рычаги реальной власти оказались в руках Сталина, который по важнейшим вопросам советовался с дове- ренными сотрудниками: В.М. Молотовым, К. Е. Ворошиловым, А.И. Микояном, Л.М. Кагановичем. Сосредоточение политической власти в руках узкой группы высших партийных функционеров стало еще одной отличительной чертой совет- ского государства. Новый облик советского общества Развитие системы образования. Модернизация страны потребовала радикаль- ных перемен в образовательном и культурном уровне советских граждан. Инду- стриализация была невозможна без подготовки многотысячной армии инженеров, технологов, конструкторов, ученых, наконец, грамотных рабочих, способных про- читать инструкцию к станку. Для подготовки этих специалистов, в свою очередь, следовало обучить десятки тысяч учителей. Армия требовала не только танков и самолетов, но и призывников, способных обслуживать такую технику. Важней- шим аспектом повседневности 1930‑х годов стала культурная революция – ком- плекс решений и мер в области образования. Она включала следующие шаги. Во-первых, была резко интенсифицирована борьба с неграмотностью. Через систему ликвидации безграмотности (ликбез) в 1930‑х годах прошли около 60 млн человек. К 1939 г. уровень грамотности в СССР возрос до 90%. §  78

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy